Вадим Пономарев, специальный корреспондент «Эксперт Online»

Госхолдинг «Интер РАО» за счет Волжской ТГК сделал еще один шаг к увеличению своей мощности в России. Нынешний стратег Волжской ТГК — «КЭС-Холдинг» Виктора Вексельберга — может покинуть эту компанию.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила госхолдингу «Интер РАО» взять в управление более чем 25% акций Волжской ТГК, говорится в материалах ФАС. Таким образом, за счет этой, второй (после «Мосэнерго») по величине установленной мощности территориальной генерирующей компании, которая работает в центральном Поволжье (Самарская, Саратовская, Ульяновская и Оренбургская области) установленная мощность электростанций «Интер РАО» может увеличиться почти наполовину — с нынешних 18 Гвт до 25 Гвт.

Правда, есть три «но». Во-первых, «Интер РАО» не владеет бумагами этой компании — 30% ее акций, о которых идет речь, по-прежнему находятся на балансе Федеральной сетевой компании (ФСК). Впрочем, если уж «Интер РАО» решилось на какие-то действия в отношении Волжской ТГК, значит, между двумя государственными энергокомпаниями есть полная договоренность о судьбе этого пакета. По такой же схеме (доверительное управление) «Интер РАО» действует от лица ФСК в ОГК-1 и, судя по этим действиям, считает данную генерирующую компанию практически своей. Во-вторых, ФАС обязала «Интер РАО» в течение года после получения контроля над более чем 25% голосующих акций в Волжской ТГК (в том числе через доверительное управление), продать третьим лицам электростанции суммарной мощностью 2,5 ГВт.

1,034 ГВт нужно продать в пределах энергосистемы Урала, 1,479 ГВт — Средней Волги, чтобы не нарушить конкуренцию. Есть другой вариант — минимизировать затраты на топливо у всех станций в этих энергозонах, не допускать действий, которые могут привести к значительному росту цен и раз в квартал представлять в ФАС данные о максимальных ценовых заявках. Столь суровое предписание представители ФАС объясняют учетом в этой схеме не только станций самой «Интер РАО», но и ее стратегического акционера — госконцерна «Росатом», который в этих зонах свободного перетока электроэнергии (ЗСП) владеет Белоярской АЭС (на Урале) и Балаковской АЭС (в Поволжье). «Такие меры, вводимые ФАС в отношении «Интер РАО», не стали для нас неожиданностью, поскольку служба обеспокоена высокой долей любой крупной компании в зонах перетока. В то же самое время аналогичные меры ФАС уже применяла к Комплексным энергетическим системам (КЭС) и той же ТГК-7, согласно которым КЭС также должен был продать часть активов компании», — заявил аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

Впрочем, это обстоятельство довольно легко нивелируется двумя факторами. Во-первых, в результате допэмиссии в начале будущего года ожидается, что доля «Росатома» в капитале «Интер РАО» снизится до менее чем блокирующей. И соответственно у ФАС не будет необходимости учитывать две АЭС в ЗСП Волжской ТГК. Но даже если случится что-то экстраординарное и «Росатом» останется контролирующим акционером экспортно-импортного оператора российской электроэнергии, то в течение трех лет, пока действует предписание ФАС, «Интер РАО» не составит большого труда раз в квартал отчитываться перед антимонопольным ведомством о том, что оно не завышает цену на выработку электричества в Поволжье и на окраине Урала.

Самое же интересное в том, что ФАС ведет себя по отношению к «Интер РАО» так, словно эта компания уже обрела контроль не над 30% акций Волжской ТГК, а как минимум над ее контрольным пакетом. Между тем стратегическим акционером этой компании (с долей около 40%) является «КЭС-Холдинг» Виктора Вексельберга, который всегда заявлял, что Волжская ТГК для него — актив стратегический, подкрепляя это строительством новой ПГУ в Сызрани (Самарская область) мощностью 228 Мвт и стоимостью около 9 млрд руб.

В среде аналитиков это сразу вызвало предположение, что либо КЭС с «Интер РАО» разделят Волжскую ТГК, либо вторая компания потеснит первую. «Оперативный контроль над ТГК-7 осуществляет «КЭС-Холдинг», который в 2008 году также получал предписание ФАС по продаже 741 МВт мощностей. По нашим оценкам, в настоящее время «КЭС-Холдинг» пока не обладает контрольным пакетом в ТГК-7 и размер пакета холдинга не превышает 45%. Появление нового активного стратегического акционера в лице «Интер РАО» и наличие двух предписаний по продаже мощностей повышает, на наш взгляд, вероятность разделения активов ТГК-7 между двумя крупнейшими акционерами. Совместно «КЭС-Холдинг» и «ИнтерРАО» обладают 75% акций ТГК-7, что достаточно для принятия любых решений по реорганизации», — считает Михаил Лямин из Банка Москвы.

«На сегодняшний день «КЭС-Холдинг» владеет 37,6% акций ТГК-7 и ранее озвучивал планы по приобретению госдоли и получению контрольного пакета акций генкомпании. Однако недавно представители КЭС сообщили, что ТГК-7 может не принять участие в консолидации холдинга, в который также планируется включить ТГК-5, ТГК-6 и ТГК-9. Мы считаем, что сейчас идет процесс смены собственника ТГК-7, и именно это стало катализатором роста котировок акций генкомпании, которые с июня текущего года взлетели на 58%. Мы расцениваем эту новость как признак того, что «Интер РАО» вскоре станет единственным контролирующим акционером ТГК-7, а сам процесс смены собственника близок к завершению» — отмечает Павел Попиков из ФК «Открытие».

На самом деле, вероятность того, что КЭС и «Интер РАО» «разделят» Волжскую ТГК (она же ТГК-7), крайне мала, учитывая историю создания «Интер РАО» и историю управления ТГК-7 КЭС. Напомним, что в 2008 году федеральным правительством на «Интер РАО» было возложена стратегическая задача «собрать обратно» максимум активов в тепловой генерации, которые реформаторы энергетики во главе с Анатолием Чубайсом продали частным инвесторам. Главным «собирателем» выступил вице-премьер Игорь Сечин, назначенный в том же году председателем совета директоров «Интер РАО». Под его руководством компания успешно получила в доверительное управление ОГК-1, которой в процессе реформы энергетики не удалось подобрать стратегического инвестора. Затем «Интер РАО» успешно консолидировала контроль над еще одним проблемным активом ТГК-11 (работает в Омской и Томской областях), которая в результате корпоративного конфликта, затеянного «Роснефтью», тоже осталась без допэмиссии и средств на выполнение инвестпрограммы. Однако, в отличие от этих двух случаев, ТГК-7 внешне беспроблемна — у нее есть утвержденная инвестпрограмма (правда, весьма незначительная по сравнению с другими компаниями), деньги на нее и стратегический акционер — КЭС. Правда, существует один нюанс, который в эту благостную картину вносит диссонанс. КЭС покупал у РАО «ЕЭС России» госпакет ее акций (те самые, что сейчас переходят в доверительное управление «Интер РАО») в мае 2008 года с рассрочкой платежа до осени 2009 года. Но случился кризис, и стоимость этого пакета упала более чем в два раза по сравнению с первоначальной. В этой ситуации КЭС отказался выкупать у государства его пакет в ТГК-7 по аукционным ценам, но начиная с мая 2008 года успешно контролирует оперативно-финансовую деятельность генкомпании и консолидировал, по разным оценкам, дополнительно от 15 до 30% ее акций (естественно по другим ценам, нежели они были в мае 2008 года). Юридически все законно, но, по некоторой информации, именно ТГК-7 должна быть первой передана под контроль государства в виде «Интер РАО» не по организационно-финансовым, а по стратегическим соображениям. Вероятно, именно поэтому КЭС и исключил ее из схемы образования единой генерирующей компании на базе своих поволжско-уральских активов. В нее войдут ТГК-9 как базовый актив, ТГК-5 и, возможно, ТГК-6. С госпакетом последней компании приключилась та же история, что и с ТГК-7, однако, в отличие от Волжской ТГК, явных претендентов на нее нет — компания и сейчас небольшая, а на дальнейшую ее деятельность серьезно повлияет строительство в Нижегородской области новой атомной станции мощностью 2,5 Гвт. Поэтому, видимо, в течение ближайшего полугода «Интер РАО» обретет контроль над третьей генерирующей компанией в России — Волжской ТГК. За ней, очевидно, последуют и другие.