4 сентября в 17 часов в музее Ленинского мемориала открывается выставка Барбары Клемм «Свет и тень. Фотографии из Германии»
Предлагаемая выставка представляет фотографии одной из самых известных фотомастеров Германии. Работы Барбары Клемм за последние сорок лет являются свидетельством исторического развития и современной жизни разделенной многие десятилетия страны. Многие ее фотографии стали «иконами современной истории» и определяют культурную память многих поколений. Эти фотоработы определенным редко встречаемым в немецкой прессе образом связывают друг с другом документацию и художественное вдохновение, ведь Барбара Клемм дополняет мнимую объективность документальности собственной перспективой и следует в композиции своих работ правилам изобразительного искусства. Большинство из этих фотографий были сделаны по заданию газеты Франкфуртер Альгемайне Цайтунг, в которой она работала с 1959 г. лаборанткой и изготовителем клише, а с 1970 г. – редакционным фотографом для отдела политики и литературного отдела, но они гораздо больше, чем просто однодневные репортажные фото. Они вводят в важнейшие области общественной жизни Федеративной Республики Германия, ГДР и зарубежных стран. Явный центр выставки составляют фотографии, сделанные в Восточной и Западной Германии до и после воссоединения страны. Они отражают все области общественной жизни, политику, культуру и экономику, экстремальные и повседневные ситуации социальной реальности, демонстрации, протесты и жизнь переселенцев, но также и культурные события, массовые мероприятия и городские пространства. При этом Барбаре Клемм снова и снова удается запечатлеть людей в особые, неповторимые моменты их бытия.
Фотографии Барбары Клемм как бы представляют саму сущность конкретных общественных ситуаций. С развитым чутьем сути и значимости происходящего она фиксирует моменты, которые рассказывают гораздо больше, нежели на них запечатлено. Они показывают «сгущение действия» (Б.К.) и тем самым сгущение истории. Фотографии падения стены и воссоединения страны являются драматической кульминацией ее повествования, которая заявляет о себе в ее более ранних работах и чьи последствия она скрупулезно наблюдает.
На выставке представлены очень известные работы Барбары Клемм: Леонид Брежнев и Вилли Брандт оживленно беседуют в перерыве переговоров; “братский поцелуй” Брежнева и Хонеккера; писатель Генрих Бёлль с женой в окружении молодых демонстрантов; падение Берлинской стены; молодой человек, проходящий гражданскую службу, за столом с инвалидом; Клаудиа Шиффер, белокурая немецкая топ-модель 90-х годов. Перед ней стоит ее создатель – знаменитый модельер Карл Лагерфельд с модной прической и веером в руке, с помощью которого он словно хочет привлечь еще больше внимания к своему произведению. Полная гротеска сцена из мира моды, где искусственность возведена в ранг искусства, сцена беспощадного гламура в Германии девяностых.
Своеобразие и выразительность этих фотографий связаны, конечно, и с человеческой сущностью Барбары Клемм, которая отражается в ее работах. Сенсации или разоблачения известных личностей никогда не привлекали Барбару Клемм. Ее фотографии отражают в большей мере способность к сочувствию, связанную с правилами уважительного и тактичного отношения к изображаемому человеку. Такой подход позволяет Барбаре Клемм при отображении истории ориентироваться не на внешнее зрелище, а на действие, которое оказывает отражаемое событие на затронутых им людей.
Выставка работает с 4 сентября по 3 октября 2010 года в музее Ленинского мемориала ежедневно, кроме понедельника, с 9 до 17 часов Тел. 44-19-41, 44-24-61
Ленинский мемориал