Программа Ту-204СМ вновь под угрозой срыва. Если полгода назад опасность для проекта была лишь гипотетической, из-за перестановок внутри ОАК, то сегодня она замаячила вполне реально. Таков печальный вывод журналистского расследования Aviation EXplorer. Проект Ту-204СМ может быть закрыт так и не начавшись, считают источники близкие к производственному процессу. Спасти его, или «похоронить», как ни странно, может лишь один человек – Юрий Лужков. Поводом для проведения расследования стала информация о письме Александра Лебедева, направленном вице-премьеру Сергею Иванову. AEX.ru
В обращении на имя вице-премьера Лебедев сетует на то, что правительство Москвы, которому подконтролен «Атлант-Союз», затягивает подписание согласованного еще на МАКС-2009 контракта на $1,25 млрд. между авиакомпанией и «Ильюшин Финанс и Ко.». “Позиция правительства Москвы наносит ущерб российской авиапромышленности и компании ИФК”, – говорится в письме. Напомним, г-н Лебедев до сих пор является акционером компании «Ильюшин Финанс и Ко.». Бизнесмену принадлежит 25,8% акций компании.
Согласно протоколу совещания от 12 июня, подписанному заммэра В.Н. Силкиным, руководителем департамента транспорта Москвы В.Н. Кичеджи и пр., было решено с одной стороны подписать контракт с «Ильюшин Финанс и Ко.» на приобретение до 30 самолетов Ан-148 (158), с оговоркой, что они должны быть признаны российскими самолетами и не облагаться таможенными пошлинами. С другой – не реализовывать контракт на приобретение Ту-204СМ. «Цена завышена и сопоставима с Boeing -737-800 и Airbus-320. А экономика хуже, условия поддержания летной годности авиадвигателя невыгодны» – говорится в протоколе. Кроме этого, с точки зрения экономики авиакомпании, – уточняет источник в авиапроме, – содержать в парке авиакомпании одноразмерные самолеты двух типов экономически неоправданно. Тезисы совещания от 12 июня поддержал и совет директоров «Атлант-Союза» 30 августа 2010 года.
Получается, что Ту-204СМ, по сути, остался без стартового заказчика. Вкупе с тем, что американские производители двигателей Pratt & Whitney, которые обладают интеллектуальными правами на двигатель ПС-90А2 для Ту-204 СМ, наложили запрет на сделку с Ираном о 42 лайнерах этого типа, данный самолет оказался не нужен никому. Более того, все это ставит под вопрос дальнейшее существование авиазавода в Ульяновске, который остается без продуктовой линейки.