2010 год объявлен в России Годом Учителя. 2010 год объявлен в России Годом Учителя. Это позволяет вновь обратить мысли к тем, Это позволяет вновь обратить мысли к тем, кто посвящает свою жизнь творчеству кто посвящает свою жизнь творчеству на ниве просвещения.

Наш край прославили прекрасные учителя. Очень радостно, что в последние годы некоторые из них стараются поделиться богатым опытом в книгах о своих учениках, об удачах и просчётах в работе.

В 2005 году вышла в свет настоящая педагогическая энциклопедия Н.В. Пономарёвой об истории Кашкадамовской школы. В 2009 году издана книга Л.И. Каторгиной «Устремлённая в будущее» – о гимназии № 1, где она проработала более сорока лет. В этих книгах соединились уважение к своим учителям, любовь к ученикам, к профессии, которой отданы лучшие годы жизни авторов, заслуженных учителей РСФСР.

Сам собой возникает вопрос: каким же должен быть настоящий Учитель?

Когда-то Максим Горький назвал писателя «инженером человеческих душ». Эти слова можно сказать и об учителе, но мне кажется, что более подходит другое понятие – Ваятель, если немного расширить его смысл. Под рукой Ваятеля глина, мрамор, дерево как бы оживают и сохраняют те образы, в которых навсегда воплотились мысли Мастера.

В «мастерскую» Учителя попадает совсем другой «материал» – живые детские души. Из них педагог годами лепит Человека. Ребёнок, как цветок, тянется к свету, добру и теплу.

Учитель первым прокладывает путь его жизни, обращая воспитанника к истинным ценностям, независимо от того, какой преподаёт предмет.

Главная задача Учителя – вырастить Человека. Нисколько не умаляя роли родителей, можно сказать, что именно педагог день за днём, чёрточку за чёрточкой лепит из этого живого материала, порой упрямого и неподатливого, – Личность.

Когда настоящий Учитель расстаётся с учеником, он оставляет ему частичку своей души, которая станет путеводным огоньком в нелёгкой дальнейшей жизни, не даст заблудиться в дебрях человеческих отношений, споткнуться в трудной ситуации, заставит развивать в себе самое лучшее и делиться этим с другими людьми.

Какой же большой и открытой должна быть душа Учителя, если он годами раздаёт её множеству учеников, оставаясь по-прежнему душевно богатым!

Как всякий Ваятель, Учитель тоже имеет свои инструменты и способы, только не видимые глазу, и лишь по прошествии многих лет проявляется результат учительского труда. Такое «изваяние» заживёт своей собственной жизнью и станет нерукотворным памятником Учителю.

Тамара Дорохова