Предлагаем читателю несколько страниц из книги Н.В. Пономарёвой «Я помню Кашкадамовскую школу». Нина Васильевна – выпускница 1946 года 1-й женской средней школы им. В.В. Кашкадамовой, а с 1956 по 1966 годы – директор 7-й средней школы им. В.В. Кашкадамовой, инициатор и организатор музея выдающегося симбирского педагога. Полвека отдала Н.В. Пономарёва школе, а на пенсии собрала воедино материалы и воспоминания, связанные с историей школы нового типа, и выпустила книгу, которая может помочь молодому педагогу стать настоящим Учителем.

Сохранилось много фотографий основательницы нашей школы Веры Васильевны Кашкадамовой. Но мне хочется воссоздать её облик по воспоминаниям учеников и коллег, хорошо её знавших.

Вот что написала о Вере Васильевне учительница истории Екатерина Сергеевна Орлова: «Меня буквально очаровала эта живая, среднего роста, умеренной полноты женщина. Её подвижность, живость глаз, блестевших особым огоньком душевного подъёма, когда она вся разгоралась, говоря о своей работе».

Вера Ивановна Костина вспоминает: «На вид она была всегда строгая, спокойная, говорила тихо, ласково, но внушительно. Хочет сделать строгое, сердитое лицо, а глаза из-под очков смеются».

Владимир Петрович Касаткин словно сфотографировал Веру Васильевну в работе: «Вот учительница неторопливо входит в класс. На ней тёмный, пожалуй, старомодный, но всегда очень опрятный костюм: короткий пиджачок «английского покроя», длинная юбка. Обшлага белой блузки нешироким ободком обрамляют рукава, а под накрахмаленным отложным воротничком единственное скромное украшение – серебряная брошь. И неизменное пенсне. Пенсне на чёрном шнурочке, какое теперь едва ли кто носит, да и тогда уже – в двадцатых годах – оно редко встречалось. Не потому ли оно казалось нам особенным, характерным признаком именно Веры Васильевны, вещью, сжившейся, ладившей с хозяйкой. И за уроком наши глаза не без удовольствия улавливали нужные, размеренные движения этой вещи, которые как бы иллюстрировали ход занятий. Вот Вера Васильевна в пенсне диктует задачу, поясняет, и оно минуту покачивается на шнурке у неё на груди, а вот опустилось в боковой кармашек, значит, учительница подойдёт к доске или начнёт опрос».

Валентина Николаевна Ястржембская, окончившая гимназию с золотой медалью, отмечает исключительную справедливость Веры Васильевны. Однажды я спросила Марию Ивановну Герасимову: «А приходилось ли Вере Васильевне за какие-либо проступки журить своих учениц?» И Мария Ивановна ответила: «Проступки случались, например, кто-то после 18 часов был замечен на Большой улице города или посетил театр без сопровождения родителей, тогда выговор ослушнице был обеспечен. И Вера Васильевна в гневе могла произнести своё самое страшное «ругательство»: «Ах ты, бесстыдница, бессовестная! Как тебе не стыдно, не совестно!» И девочки, опустив голову, просили прощения и давали твёрдое обещание, что впредь нарушений дисциплины не будет».

Герасимова Мария Ивановна, пожалуй, главная хранительница воспоминаний о Вере Васильевне Кашкадамовой. Когда мы готовились к открытию школьного музея, мы буквально «присосались» к ней, часто посещали дом на улице Водников, а в день рождения Веры Васильевны покупали торт, разные сладости и устраивали чаепитие.

Мария Ивановна усаживалась в кресло-качалку, покрытое собачьей шкурой, и начинала вспоминать. Мы записали её рассказ о необыкновенном случае на уроке, и я дословно его передаю.

«Пришла Вера Васильевна домой возбуждённая и стала рассказывать о том, как к ней на урок пришёл Илья Николаевич Ульянов. Девочки засуетились, забегали, кричат: «Дилехтор приехал». Облепили его, тетрадки показывают, чтобы похвалил. Ну всё, как всегда. Да тут звонок прозвенел. «Веду урок, – говорит Вера Васильевна, – вижу, одна девочка юркнула под парту да и поползла ящеркой. Я так и обомлела. А девочка-то, оказывается, до начала урока не успела свою тетрадку «дилехтору» показать, вот на четвереньках и поползла к Илье Николаевичу. Думала, журить меня Илья Николаевич будет, а он только посмеялся».

Вроде бы мелкая деталь, но она даёт возможность судить о взаимоотношениях директора народных училищ с учителями.

У Марии Ивановны бережно хранились личные вещи, документы Веры Васильевны. Не сразу, по частям она их нам передавала. И лишь убедившись, что мы имеем твёрдое намерение открыть в школе музей В.В. Кашкадамовой, все вещи и документы она передала нам. Вот эти документы и стали основой экспозиции нашего музея.

Школьный музей был открыт в день рождения Веры Васильевны 19 февраля 1965 года. Среди почётных гостей была и Мария Ивановна Герасимова.

Путь В.В. Кашкадамовой к основанию перворазрядного учебного заведения был долог и труден. Работая в 5-м женском приходском училище, она открыла при нём воскресную школу (вторую в России), а в 1898 году при поддержке директора народных училищ И.В. Ишерского 5-е приходское училище было преобразовано в двухклассное. У себя на квартире Вера Васильевна организовала вечерние курсы для выпускниц, желающих поступить в старшие классы гимназии или получить звание сельских учительниц.

Настойчивость и упорство помогли ей убедить руководство учебного округа открыть частное учебное заведение первого разряда (при условии ежегодного его обеспечения шестью тысячами рублей). Нужные средства при поддержке населения Симбирска были найдены, и в 1911 году Вера Васильевна Кашкадамова открыла 2-ю женскую гимназию, в которой учились девочки из бедных семей.

На плечи Веры Васильевны легли большие заботы о материальном обеспечении гимназии и её воспитанниц. Тут ей помогало «Общество вспомоществования Симбирской 2-й гимназии».

Вера Васильевна действовала осторожно и напористо, изобретательно и дипломатично. Пожертвования в фонд общества, доходы от устройства драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов, лотерей позволили в гимназии Кашкадамовой сократить плату за обучение вдвое по сравнению с другими гимназиями, а многих «недостаточных» учениц вовсе освободить от платы за учёбу.

Вскоре Кашкадамовская гимназия стала кузницей кадров народных учителей губернии. В ней сначала открылся 8-й педагогический класс, а затем двухгодичные педагогические курсы, дающие окончившим их девушкам звание учительниц высшего женского начального училища.

Вот почему среди кашкадамовок так много учителей. Многие из них проработали в школе 40-50 лет и за свой труд были отмечены высокими правительственными наградами.

Желающих поступить на учёбу во 2-ю женскую гимназию всегда было больше, чем могла вместить школа. Прежде всего это объясняется огромным авторитетом, которым пользовалась во всём городе её начальница Вера Васильевна Кашкадамова.

В. Костина, выпускница гимназии, вспоминала: «Чуткая и добрая, она помогла многим девушкам встать на ноги и получить образование».

Она заботилась о бесплатной выдаче книг или продаже их по удешевлённой цене «недостаточным» ученицам. Она снабжала неимущих одеждой, пищей и приютом, подыскивала им частные уроки для получения заработка, обеспечивала больных медицинскими пособиями под наблюдением врача на дому, в исключительных случаях ученицам выдавались денежные пособия.

Особое внимание уделялось открытию для бедных учениц столовых, подбору дешёвых квартир, склада книг и пособий. Какое широкое поле благотворительности!

А в организации жизни гимназии Вера Васильевна строго соблюдала педагогические принципы, унаследованные от Ильи Николаевича Ульянова. Костина отмечала, что у Веры Васильевны был талант в привлечении к работе незаурядных педагогов. Она отмечает таких учителей, как Варвара Андреевна Лезина, Мария Готфридовна Май, Мария Ивановна Герасимова, Николай Михайлович Борков, Николай Степанович Касарин. Это были настоящие подвижники народного просвещения.

Естественно, стержнем педагогического коллектива была Вера Васильевна – талантливый педагог.

Е.С. Орлова вспоминала: «Самым основным, как мне кажется, в ней было то увлекательно, что мы называем новаторством. Она всегда вносила в жизнь гимназии что-то новое, своё. Она была злейшим врагом всякой казёнщины, шаблона, бездумности».

Вера Васильевна требовала, чтобы учителя во время урока вовлекали в работу весь класс, чтобы они добивались широты знаний, на каждом уроке использовали наглядные пособия. Для того чтобы в гимназии соблюдался образцовый порядок, по распоряжению начальницы на всех переменах учителя должны быть с ученицами, а для получения полного представления о жизни гимназисток они должны были чаще посещать их на дому и вызывать родителей для бесед.

Нравственное воспитание учениц всегда было в поле зрения Веры Васильевны. Кашкадамовки должны быть добропорядочными в поведении, иметь безукоризненный внешний вид. В. Ястржембская вспоминала: «Большое внимание обращалось на нашу внешность. Скромность во всём: в костюме, в обуви, причёске. Благовоспитанная девушка не должна была носить никаких украшений, бантов и высоких каблуков».

О соблюдении этих требований свидетельствуют фотографии кашкадамовок. Они в строгой форме с белоснежными воротничками, с нагрудными значками. Они – воплощение добропорядочности и дисциплины. По мнению В.В. Кашкадамовой, выпускницы гимназии должны были хорошо знать литературу, живопись, а потому в гимназии большое внимание уделялось эстетическому воспитанию.

Опять цитирую Ястржембскую: «У нас проводились литературные вечера с нашим участием. Была развита художественная самодеятельность».

В.В. Кашкадамова была мудрым руководителем гимназии. Герасимова Мария Ивановна назвала Веру Васильевну «мечтательницей». Но это была не маниловская мечтательность. Вера Васильевна была мечтательницей-практиком, потому что свои мечты она умело воплощала в жизнь, показывая, как нужно строить работу с детьми, чтобы они выросли полезными обществу людьми.