Не прошло и нескольких лет с момента первого показа первого фильма братьев Люмьер, состоявшегося 28 декабря 1895 года в Париже, как новое достижение техники моментально завладело умами и душами людей. В Симбирск кино пришло, как и в другие российские города, в начале ХХ века. Центр города украсился вывесками «электротеатров»: «Зеркало жизни», «Идеал», «Экспресс»…
Ульяновцы, гуляя по современному центру города, наверняка обращают внимание на мемориальные таблички на стенах старинных особняков. На углу улиц Бебеля и Гончарова размещался кинотеатр «Пате», а наискосок, через сквер, в особняке купцов Карташёвых, в 1908 году открылся кинотеатр «Модерн». Здание доходного дома купца Н.С. Зеленкова на улице Гончарова, построенное в 1912 году по проекту Фёдора Ливчака специально для кинотеатра «Ампир», стало гордостью симбирской архитектуры.
Уже почти 100 лет оно выполняет своё прямое назначение. Во Владимирском саду (сейчас парк имени Свердлова) открылся кинотеатр под открытым небом со звучным названием «Гигант Электро Американ».
На экранах кинотеатров начала прошлого века шли и дешёвые иностранные поделки о страстях человеческих, и серьёзные, хотя и примитивно снятые, сообразно возможностям техники своего времени, экранизации русской классики: «Отец Сергий», «Анна Каренина», «Война и мир».
В 1908 году в Симбирск «проплывом» из Нижнего Новгорода нагрянул с культурным визитом «Плавучий «Театр «Наяда» для дачи ежедневных сеансов Кинематографа и Кинофона», как гласила афиша. Владелицей театра была супруга кинопредпринимателя Александра Ханжонкова.
Симбирская публика валила валом, поскольку кроме любования красотами Волги и кино, там можно было ещё и «угощаться». Этот 1908 год в российском кинематографе был особым – 15 октября вышла знаменитая «Понизовая вольница» режиссёра А. Дранкова. Положившая начало отечественному кинематографу лента была создана по мотивам знаменитой волжской песни симбирского поэта и фольклориста Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». В 1910 году уже известный к тому времени российский кинорежиссёр и актёр немого кино Пётр Чардынин, сподвижник Ханжонкова, сделал дом своей матери в Симбирске по улице Московской, 21 (сейчас Ленина, 27) местом своего «постоянного адреса». Жаль, что этот дом не отмечен хотя бы скромной памятной табличкой. Послереволюционные годы начались с национализации кинотеатров. Что делать с ними, новая власть не знала, и поэтому они просто закрывались. В 1921 году произошёл пожар в здании кинотеатра «Ампир» (на фото)…
Однако вскоре Совет народных комиссаров с подачи своего председателя, симбирянина Владимира Ульянова-Ленина, дал директиву – кинотеатры открыть и фильмы показывать, ибо «из всех искусств для нас важнейшим является кино…». В 1921 году при губотделе народного образования появилась «кино-фотосекция», а затем отделение госпроката картин – Симбирский окружной фото-киноподотдел губполитпросвета.
30 марта 1922 года симбирские любители «десятой музы» в лице своего лидера – заведующего местным подрайоном самарского отдела госкинопроката Г.А. Григорас-Миронова, обратились в губисполком с «ходатайством о разрешении открытия подрайона для государственного проката «Кино-Фильм» для города Симбирска и губернии», но получили отказ. Позднее своим постановлением ВЦИК обязал Симбирский губисполком «неуклонно исполнять» декрет СНК от 19.XII.1922 года о Госкино, и организовать работу по прокату кинофильмов. А с сентября 1922 года в городе заработала «Симбирская киносекция», руководителем которой стал «завкино» Иванов. Киноленты доставлялись со склада в Самаре. Сохранившиеся в областном архиве бланки адресатов и переписка начала 1920-х годов позволяют судить о довольно бойком фильмообмене между киноустановками в губернии и пёстром кинорепертуаре.
Вместе с примитивными киноагитками с пожеланиями всемирной погибели империалистам-эксплуататорам шли ещё дореволюционные картины «о любви и страсти» неизвестного происхождения, и экранизации русской классики.
Появившиеся в середине 1920-х нэпманы «со связями» обещали посреднические услуги по снабжению фильмами из Москвы. Старенькая киноаппаратура часто ломалась, и ульяновцы тогда оставались без кино. В 1927 году был восстановлен кинотеатр «Художественный» (бывший «Ампир»). В январе 1932 года на улице Труда, 7 (ныне на этом месте располагается гостиница «Венец») открылось ульяновское отделение Всесоюзного кинообъединения «Союзкино». А 1 мая 1933 года в «Художественном» была установлена новая аппаратура, деньги на которую собирали все предприятия города, и состоялся первый звуковой сеанс – показывали кинофильм «Встречный». Вскоре открылся и специализированный детский кинотеатр «Пионер».
С образованием Ульяновской области 15 февраля 1943 года была открыта самостоятельная областная контора Главкинопроката. В Великую Отечественную войну оба кинотеатра Ульяновска исправно работали.
1960–80-е годы ознаменовались расцветом отечественного кинематографа и, соответственно, расширилась сеть действующих кинотеатров и клубов города и области. В 1950–80-е годы ульяновским кино плодотворно руководили два бывших танкиста: Герой Советского Союза Дмитрий Яковлевич Старостин возглавлял Управление кинофикации области, а Иван Фёдорович Лытяков – Кинопрокат. Гостями ульяновских любителей кино в разное время были народные артисты Советского Союза кинорежиссёр Сергей Герасимов, актёры Иван Переверзев и Инна Макарова, народная артистка РСФСР Людмила Хитяева, заслуженные артисты РСФСР Валентина Серова, Маргарита Гладунко и Савелий Крамаров, народные артистки России Зинаида Кириенко и Валентина Теличкина, и многие другие.
Ульяновская земля дала нашему кино композитора А.В. Варламова и актрису Р.В. Маркову. В начале 1970-х открылся широкоформатный кинотеатр «Свияга», оснащённый современной техникой. Последним в череде регулярно открывающихся кинотеатров стал к/т «Россия», распахнувший свои двери в 1992 году.
С распадом СССР ушла система советского кинопроката, поток отечественных фильмов превратился в маленький ручеёк. На смену гигантским кинозалам пришли небольшие помещения, где можно посмотреть фильм в уютной, почти домашней обстановке. Пионером стал кинозал «Люмьер», открытый в ноябре 2005 года. Областной досуговый методический центр «Люмьер», созданный на базе облкинофонда в июле 2007 года, проводит гибкую политику, составляя свой репертуар как из фильмов, взятых напрокат у дистрибьюторов, так и из собственного богатого собрания кинокартин. Отсюда черпают свои программы киноклубы ретрофильма и интеллектуального кино, питаются киноустановки районов области. На базе центра создан и действует летний кинозал на Венце.
Он находится недалеко от того места, где давным-давно располагалась площадка «Гигант Электро Американ». А новый передвижной «киномобиль», появление которого в области, наверное, не за горами, позволит решить ещё одну острую проблему – продвинуть кино в труднодоступные, неприспособленные для установки стационарного кинооборудования населённые пункты. С 2006 года проводится областной конкурс на лучший кинозал среди районных киноустановок. Его победитель получает комплект видео-аппаратуры «в целях технического переоснащения мест кинопоказа».
С 2008 года Ульяновск – место проведения Открытого фестиваля кино- и телепрограмм для семейного про смотра имени В.М. Леонтьевой «От всей души» – первого крупномасштабного кинособытия на нашей земле, организованного Департаментом культуры и архивного дела совместно с областным досуговым методическим центром «Люмьер». В его программе принимают участие многие ведущие актёры и режиссёры отечественного кино.
17 ноября 2009 года произошло ещё одно крупное событие в жизни областного кино: кинотеатры « Художественный» и «Луна» перешли на цифровое кинооборудование, открывшее новую эру в развитии кинематографа. Особенностью его является ещё большее, по сравнению с традиционной киноплёнкой, вовлечение зрителя в действие фильма. Для этого используют специальные стереоскопические очки, которые управляются сигналом с кинопроектора и создают дополнительный «эффект присутствия» и качественное трёхмерное изображение.
В том же 2009-м году впервые проведён областной конкурс «Кинолюбитель» – для самодеятельных кинорежиссёров-ульяновцев. Возможно, в недалёком будущем следует ожидать появления в нашем городе новых Чардыниных, Марковых и Варламовых, способных дать нашему кино новое продолжение.
Олег Розов