В мае-июне 2010 года по Симбирской земле прошёл крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Припадая к святому образу, люди просили Заступницу о помощи, открывали свою боль и радость. А перед теми, кто прошёл с крестным ходом через города и веси, предстала широкая картина жизни простого человека. Её старался запечатлеть фотообъективом и словом паломник, летописец Симбирской и Мелекесской епархии Нафанаил, который рассказал нам о первом этапе крестного хода.

Белый Ключ (Мордовия). Ко мне подошла женщина и рассказала историю своей семьи. Её дочь Катерина была беременна, и вдруг очень сильно заболела, появились серьёзные осложнения. Врачи отправили её в областной центр на аборт. А батюшка убедил не делать аборт. Вся семья молилась Иоанну Крестителю, Николаю Чудотворцу, Пресвятой Богородице.

Сейчас Дарье почти три года, она весёлая и красивая. Очень рада прибавлению в семье старшая дочь Катерины Надя. Муж Кати хочет сынишку. Даст Бог, в этой семье ещё будут детки.

«Корни православной веры у нас от прабабушки, она была глубоко верующим человеком, – рассказывает Галина Васильевна, мать Катерины. – Все молитвы, услышанные от неё в детстве, я знала наизусть. Крестик носила тайно. Чтобы никто его не видел, прикалывала на груди булавкой за форму с изнанки. В школе запрещали носить крестики. И отец мой был верующий, никогда за стол не садился без молитвы. Этой зимой мне приснился сон, как будто мы все в храме, и голос сверху мне говорит, что нам надо опять молиться перед этой иконой Божией Матери, вот мы все и пришли!»

29 мая 2010 г.

Чуфарово. Жара страшная. Дождей не было совсем. Пересыхает урожай, даже трава вдоль дорог не растёт. Отец Сергий говорит: «Пойдём крестным ходом всем селом на родники молиться, вымаливать небесной влаги».

31 мая 2010 г.

Никитино. Виталий Афанасьев, глава фермерского хозяйства в селе Никитино, призвал сельчан навести порядок в разбитом храме Михаила Архангела. Люди откликнулись.

Внутри храма мусору было по пояс, разбитая штукатурка, гнилые балки, куски кровли. А храм величавый и поражает своей архитектурой. Построен он в позапрошлом веке, а закрыт сразу после революции. И вот люди начали восстанавливать родной храм.

В маршруте крестного хода не было этого поселения, но, когда мы проезжали мимо, увидели на дороге человек тридцать женщин: они махали руками, крестились. Понятно: ждут чудотворную. Остановились. Бабушки плакали, просили, чтобы мы пронесли икону в их старый храм. Мы пообещали подъехать.

Собралось всё село. Люди стояли на коленях, выстроившись тоненькой ниточкой-цепочкой от самой дороги к храму. Только бы эта цепочка выдержала тяжкий крест, который они возложили на себя, пытаясь спасти православную святыню! Священники совершили молебен и окропили старый храм освящённой водой. Духовник крестного хода игумен Никодим обратился к народу: «Господь на сердце смотрит! Может быть, это самое важное и главное дело всей вашей жизни!»

31 мая и 1 июня 2010 года.

Сурское. Площадь перед храмом заполнена верующими, которые вставали под икону, преклоняясь перед Божией Матерью. Народу много, внутрь храма пройти невозможно: все хотят приложиться к чудотворной иконе. До поздней ночи к Царице Небесной нескончаемым потоком шли люди…

У церковной ограды стоит знакомая многим паломникам Людмила Глухова, местная нищенка, кривенькая старушка с посошком. Лицо её, бронзовое от палящего солнца, высушенное окрестными ветрами, будто коркой покрыто. Плачется мне: «Вот сегодня уже обед, а никто ничего не подал!» Отдаю ей апельсин, который берёг для себя к обеду, и червонец.

Беседуем. Она рассказывает, что когда-то жила в своей квартире, работала уборщицей, муж работал на электрокаре. Жили, не тужили, но запил муж «по-чёрному». Сначала вынес всё из дому, а потом как-то в пьяном угаре подписал документы на квартиру каким-то мошенникам, и семья осталась без жилья. Раньше Людмила сама нищим подавала, а теперь просит пропитание.

1 июня 2010 г.

Лава. Отец Георгий, настоятель Никольского храма в Сурском, разбудил нас в пять утра. Опять внемаршрутное паломничество: поехали за тридцать километров в село Лава. Там местный житель Николай Григорьевич Блинков строит храм, опираясь на силы нескольких оставшихся в деревне мужиков. Вокруг храма аккуратно, по-хозяйски сложены в красивые штабеля балки и доски. Видно, что всё достаётся с большим трудом.

Никак не хотел храмостроитель со мной беседовать. Пришлось сказать, что я от Владыки, приехал запечатлеть всё происходящее для истории симбирской епархии. А он всё твердил, что хвалиться пока нечем. Стоявший на этом месте прежний храм строил его прадед, Михаил Блинков. Разгорячился Николай Григорьевич в разговоре и обмолвился: «Вот, видел бы ты, как работаю порой на крыше, и падает у меня молоток от усталости из рук, но летит он не вниз, а вверх к небу и опять мне в руки! Вот такие чудеса! Уж не знаю, от кого они, но было такое несколько раз!»

Случайно в разговоре я упомянул о войне, и Николай вдруг заговорил стихами, не останавливаясь, скороговоркой стал читать о страданиях и мучениях, о жизни и памяти. Очень просил я его почитать что-нибудь духовное, но он со слезой на глазах умолял не мучить его и отпустить помолиться перед чудотворным образом: «Я ведь пропуш-щ-щу всю молитву!» Ушёл. И простоял на коленях перед иконой до конца службы.

31 мая и 1 июня 2010 г.

В Астрадамовке традиционно прошли всем миром вокруг старого храма, который занят администрацией под свои нужды. Молебен провели на полянке перед ним.

В Казанском храме в Чеботаевке батюшка сделал внутренний ремонт, но снаружи здание выглядит неприглядно: средств, обещанных местной властью на отделку, ждут уже два года. Большой храм трудно отапливать в зиму, и настоятель просит администрацию помочь отгородить часть храма от притвора, чтобы организовать «зимний храм».

В Теньковке ещё с окраины села было видно, что старое здание церкви светится белизной: прихожане с батюшкой и старостой дедом Петром изрядно потрудились. Пётр Егорович – первый помощник отца Георгия, батюшку нахваливал, рассказывал, с каким трудом добывали материалы для ремонта.

В отдалённых сёлах Ждамирово и Хмелёвка тоже ждали прихода крестного хода. Старый Троицкий Ждамировский храм не вместил всех верующих, пришлось подходить к иконе поочерёдно и молиться в притворе. Отец Алексий многое успел сделать: сделал наружный ремонт стен, поднял цоколь алтарной части, вокруг храма положил бетонную отмостку и дорожки.

В Хмелёвке также прихожане готовились к празднику загодя: окрасили ограду вокруг храма, навели порядок на всей территории. Длинной вереницей коленопреклонённых людей встречала Богородицу Хмелёвка.

1 июня 2010 г.

Арское. Крестноносителей теперь традиционно встречают на мосту через реку. Галина Степановна Ивлева, помощница настоятеля, подносит большой хлебный каравай игумену Никодиму. Детишки отпускают голубей, а потом долго и весело смотрят, как они кружат над нами и не хотят улетать. Раздаётся троекратный залп – отделение десантников воинскими почестями приветствует крестный ход. Протоиерей Алексий Кормишин ведёт процессию в восстановленный Богоявленский храм…

2 июня 2010 г.

Карлинское. Отец Валентин встречает крестный ход на въезде в посёлок. Проходим мимо школы: дети с учителями стоят на коленях с цветами, крестятся. Останавливаемся у дома Анастасии Меркуловой, ей более девяноста лет. Несколько лет назад она ослепла, а до этого всё время трудилась в церкви. Она ждёт чудотворную, из широко открытых глаз, обращённых куда-то вдаль, льются слёзы. Баба Настя целует святую икону, причитая: «Богородица, Богородица…»

Обед для паломников – кашу и суп – отец Валентин с матушкой Зинаидой готовили вместе. От всей души поздравляем батюшку и матушку с 50-летием совместной жизни, многая и благая вам лета, дорогие!

2 июня 2010 г.

Старые Алгаши. Cтарые Алгаши встречали всем селом. Шли от храма во главе с батюшкой Сергием и главой администрации Людмилой Леонидовной Пидексеевой. Девушки в чувашских национальных костюмах несли корзинки с цветами. Впереди процессии шёл мальчуган и бойко названивал в небольшой колокол, созывая всех односельчан к праздничному Богослужению. Отец Сергий и протодиакон Андрей Коршунов положили земные поклоны и приложились к иконе. Вслед за ними склонилось перед чудотворной всё село.

Отец Сергий наводит порядок на родниках, расположенных вокруг села. Созывает сельчан, люди очищают источники, разбирают поваленные деревья, вырубают кустарники, устанавливают кресты. На ближнем от села источнике во имя Веры, Надежды и Любови установили часовню и купальню. Энтузиасты ведут работы по восстановлению и ведению современной православной летописи прихода.

3 июня 2010 г.

Большое Нагаткино. Отцы Ростислав и Иоанн, служащие в храме Всех Скорбящих Радость, радостно и благодушно провели Богослужение, хлебосольно накормили паломников.

Батюшка угощал нас квасом, который изготавливает сам из берёзового сока. По четвергам он служит акафист перед иконой Божией Матери Неупиваемая Чаша. Скорбит всей душой: «Проблема такая есть: народ спивается, потому собираемся каждый четверг на акафист».

3 июня 2010 г.

Покровское. Отец Владимир со своей мамой и с прихожанами сердечно и со слезами встретили Богородицу. Батюшка всё время находился рядом с иконой, молился.

3 июня 2010 г.

Цильна. Отец Борис провёл по всему посёлку крестный ход – пять километров. А встречающая сторона прошла этот путь дважды! По-прежнему жара стоит страшная.

На следующее утро крестный ход отправился на сахарный завод п. Цильна. Рабочие и их семьи вышли встречать икону далеко за проходную. Стояли на коленях в одинаковых рабочих комбинезонах, тянули руки к святому образу.

Михайловский женский Комаровский монастырь распахнул тяжёлые кованые ворота, за которыми до самого храма протянулась широкая зелёная дорожка из свежей травы и цветов: для Богородицы. Всего один час пребывала чудотворная икона в стенах обители. Паломники и десантники искупались в источнике, священники с прихожанами отслужили молебен.

Ундоры. Отец Андрей встретил крестный ход далеко за окраиной села. По сильной жаре процессия шла около пяти километров. Храм не вместил всех пришедших, десятки людей молились у входа в церковь. Вокруг церкви – благоухающий сад, клумбы с цветами. Роскошная ограда обвивает Воскресенскую церковь, а большая площадь у входа напоминает нам о Великой Победе над фашизмом.

Полдомасово. После крестного хода и Богослужения отец Николай отправился с нами в Максимовский детский дом: не мог крестный ход обойти несчастных детей, которые нуждаются в опеке Божией и духовном покрове Царицы Небесной как никто другой.

Их чистые души тянутся к Божией Матери, глазки их, доверчивые и безмятежные, наполнены неподдельной любовью к окружающему миру. Вот нам бы научиться быть такими, как они: чистыми и ожидающими любви, источающими только любовь!

Ишеевка. Здесь собралось огромное число людей, встречающих крестный ход. Большие храмовые иконы несли попеременно, и на протяжении всего долгого пути верующие бежали и бежали вперёд иконы Божией Матери и вставали перед ней на колени.

Настоятель отец Михаил достроил и открыл церковную школу. Украшением храмового комплекса стала оригинальная колокольня, выполненная в старых традициях русского зодчества.

Конец первого этапа пути. Перед прибытием в Симбирск я решил побеседовать с десантниками, которые обеспечивали охрану и переноску чудотворной иконы. Гвардии младший сержант Сергей Поминов, рядовые Никита Каданцев, Сергей Усков, Павел Журавлёв, Денис Сапожников – все они военнослужащие срочной службы. Сергей Поминов рассказал: «Для участия в крестном ходе нас выбрал командир роты. До этого мы ничего не знали о крестном ходе и о самой чудотворной иконе. Раньше не приобщались к церкви, а после крестного хода я увидел, что, оказывается, вера у нас ещё сильна. Люди надеются, верят, просят у Божией Матери помощи. А ещё я беседовал со многими священниками, многое узнал. Мы сообщили своим семьям об участии в крестном ходе, все родные очень рады, что мы удостоились такой чести».

Игумен Никодим, духовник паломников, накануне завершения крестного хода сказал: «В своей повседневной жизни за суетой люди зачастую многого не видят, забывают заглянуть внутрь себя, а душа-то просыпается! В каждом человеке заложено познание о Боге, Господь наш – Творец, и люди, приходя на крестный ход, отзываются на этот призыв».

Каждый год, когда мы паломничаем с крестным ходом, мы общаемся с сотнями людей, которые рассказывают о своей жизни. Испытываешь чувство радости от того, что возрождается вера и любовь к Богу, но также и чувство вины и печали, беспомощности в отчаянном желании остановить разруху и обнищание, вымирание целых регионов страны. Разорены совхозы, фермы и агрофирмы, молокозаводы и перерабатывающие предприятия.

«Кому на Руси жить хорошо?» – обрадуйте меня, скажите!

И всё же мы возрастаем духовно. По моим подсчётам, крестный ход в первом этапе прошёл и проехал 1307 км. За двенадцать дней пути совершены богослужения в 46 храмах и населённых пунктах.

Нафанаил