– В пятницу? Вечером?! За Волгу?!!

– Прорвемся!..

(Из разговора двух ульяновских пассажиров)

Одна из важнейших задач, на решении которой сейчас сосредоточены усилия городской администрации, – повышение качества пассажирских перевозок. Об основных проблемах в этой сфере и возможных путях их преодоления рассказывает заместитель председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Сергей Аникин.

– Сергей Александрович, хорошо известно, что система пассажирских перевозок нашего города остро нуждается в модернизации. Какие задачи предстоит решить здесь в первую очередь?

– Проблема номер один – трудности с перемещением по городу в часы пик. Имеющийся транспорт, задействованный в пассажирских перевозках (это 1947 единиц автобусов, принадлежащих, в основном, коммерческим организациям различных форм собственности), не справляется с теми запросами, которые перед ним ставит время. Из почти 2 тысяч автомашин 1745 являются так называемыми «желтыми ГАЗелями», то есть транспортом малой вместимости (до 15 пассажиров). На весь Ульяновск имеется всего 202 автобуса вместимостью более 16 посадочных мест (FORD, IVEKO, Богдан, ПАЗ и т.д.), при этом – что чрезвычайно важно отметить – автобусы, которые бы относились к муниципальной собственности, вообще отсутствуют.

– Что планируется сделать для исправления ситуации?

– Ведется разработка конкурсной документации, которая предполагает следующее: предпринимателю, по итогам конкурса собирающемуся обслуживать тот или иной маршрут, необходимо будет иметь в своем автопарке автобусы средней и большой вместимости. Это позволит руководителям данных предприятий организовать более гибкую систему транспортного обслуживания: в часы пик (утром и вечером) выпускать на маршруты большие автобусы, в дневное время – использовать все те же «ГАЗели».

На базе областного предприятия ОАО «ПАТП-1» создается муниципальная организация городского автотранспорта. В 2010 году планируется прибрести для этой организации 11 автобусов. 11 автобусов – лишь начало; мы надеемся, что это первый шаг в возрождении системы муниципального автотранспорта. Такое предприятие создаст необходимую конкурентную среду обычным «маршруткам» и будет способствовать решению проблемы «часа пик». Напомню также о том, что мунтранспорт перевозит львиную долю льготников, – это весьма важный вопрос, который следует постоянно держать на контроле.

– В связи с этим закономерно возникает тема городского электротранспорта…

– Проблемы, в основном, связаны с необходимостью обновления подвижного состава. В 2011-2015 годах запланирована покупка 60 новых трамвайных вагонов и 25 троллейбусов, на что будет потрачено около 600 млн. рублей. Электротранспорт предполагается закупать в Екатеринбурге, это будут современные вагоны отечественного производства с соответствующим гарантийным обслуживанием и доступностью любых запчастей.

– Вернемся к проблеме «часа пик»: как будет определяться, в какой момент и сколько именно необходимо выпустить автобусов средней и большой вместимости на конкретный маршрут?

– Прежде чем открыть любой маршрут, мы обязательно изучаем пассажиропоток и определяем количество транспорта, которое необходимо на этом маршруте. Смотрим: в такое-то время прошла одна «ГАЗель» битком, не остановилась; затем – другая. Если эта ситуация повторяется ежедневно, принимается решение о необходимости пустить здесь в данное время автобус, например, вместимостью 40 мест, который заменит почти три «ГАЗели». И так – в режиме, что называется, on-line – анализируются все 114 маршрутов. Конечно, это весьма трудоемкий процесс, который не всегда позволяет оперативно реагировать на живой, постоянно изменяющийся городской пассажиропоток. Тем не менее основу для представления реальной обстановки в этой сфере такой подход формирует. Мы используем обратную связь с населением: звонки от жителей с соответствующими просьбами, жалобами и предложениями поступают очень часто. Огромную помощь в контроле за пассажиропотоком нам начинают оказывать системы спутниковой навигации, которыми к 1 января 2011 года (согласно федеральному закону) планируется оборудовать весь общественный транспорт, использующийся в пассажирских перевозках. Мониторинг позволит поставить контроль за пассажиропотоком на совершенно иной уровень: мы сможем не только получать более объективный срез ситуации, но и оперативно реагировать на все возникающие проблемные ситуации.

– Наверное, внедрение таких систем будет способствовать и укреплению водительской дисциплины?

– Конечно. Повышение качества пассажирских перевозок связано не только с состоянием автотранспорта, но и с мерами, обеспечивающими безопасность дорожного движения. «Больным» остается вопрос, связанный с тем, что многие владельцы маршрутных «ГАЗелей» оставляют свои автомобили не на стоянках предприятий, в которых они трудятся, а рядом с домом. Конечно, это удобно, – тем более, повторяю, нужно учитывать, что шоферы нередко являются и собственниками автомашин.

Однако такой подход не позволяет осуществлять ежедневный технический осмотр автомобиля, который должен обязательно проводиться перед выходом на маршрут, и лишает возможности провести утренний медосмотр водителя. Получается, что руководитель организации не может осуществлять нормальный контроль ни за состоянием автомобилей, ни за состоянием водителей, выходящих на работу. Водители начинают свою работу очень рано, и если площадка организации, на которую на ночь должны помещаться автомобили, находится далеко от дома шофера, то добраться до нее становится проблематичным. Для этого и нужны организация и руководство маршрутами.

Мы со своей стороны всегда готовы идти навстречу. Требования по безопасности, которые были сформулированы в конкурсной документации, это не наша прихоть, а жизненная необходимость. Однако это не означает, что все данные правила – догма, мы готовы к их корректировке в зависимости от реальной ситуации. Главное для нас – добиться комфортных и выгодных условий как для предпринимателей, занимающихся перевозками, так и для самих пассажиров.

Евгений Нувитов