2 сентября в Законодательном Собрании состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению проекта федерального закона «О полиции». Его провел председатель комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи, секретарь регполитсовета партии «Единая Россия» Игорь Тихонов. В обсуждении приняли участие заместитель Председатель Законодательного Собрания Тамара Дмитриева, депутаты ЗСО Ростислав Эдварс, Сергей Маринин, Вячеслав Алексейчик, Александр Кругликов, председатель Общественной палаты Ульяновской области Сергей Ермаков, Председатель Ульяновской Городской Думы Василий Гвоздев, представители УВД, прокуратуры, органов местного самоуправления.

Проект федерального закона «О полиции» по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева был разработан Министерством внутренних дел РФ. Ныне действующий закон «О милиции», принятый еще до распада Советского Союза, уже не отвечает реалиям сегодняшнего дня. В числе задач, которые должен решать новый закон, – повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов, повышение доверия населения к стражам правопорядка, улучшение материально-технической базы органов внутренних дел. В настоящее время ведется активное обсуждение законопроекта во властных и правоохранительных структурах, а также в СМИ.

По мнению представителей государственно-правового отдела ЗСО, обнародованный проект федерального закона «О полиции» проработан более детально и по качеству выше ныне действующего закона «О милиции». В нем довольно подробно обозначены права и обязанности сотрудников полиции, в частности, основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Заслуживает одобрения закрепляемая законопроектом обязанность руководителя федерального территориального органа внутренних дел регулярно отчитываться перед депутатами регионального представительного органа власти и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами. Законопроектом предусматривается перевод полиции на финансирование из одного источника – федерального бюджета – это также несомненный плюс. Вместе с тем в документе встречаются недоработки и противоречия, которые требуют обсуждения и устранения. Так, пока четко не определено место полиции в общей системе органов внутренних дел. По мнению законодателей, настало время разработать и приять базовый федеральный закон, который бы регулировал порядок формирования и деятельности системы внутренних дел в целом. Вызывает вопросы возможность использования полиции для охраны имущества хозяйствующих субъектов – эти задачи в силах решать частные охранные агентства. С одной стороны, законопроект предполагает формирование высокопрофессионального личного состава полиции, обладающего высокими моральными качествами, с другой – предполагается всех сотрудников перевести из милиции в полицию по желанию служащих и без соответствующей аттестации, что ставит под вопрос принцип строгого кадрового отбора. Было также высказано мнение, что следует четко определить перечень полномочий полиции, исключить возможное дублирование функций с другими структурами. Нелогичным представляется принятие в полицию, прохождение службы, ее прекращение, основанное на действии постановления Верховного Совета СССР от 19991 года; поэтому необходим соответствующий новый комплексный закон, аналогичный федеральному закону о государственной гражданской службе в Российской Федерации.

По словам председателя комитета по социальной политике Игоря Тихонова, законопроект однозначно требует детального анализа и доработки, так как некоторые необходимые положения в нем не предусмотрены, другие дублируют иные законодательные акты, а некоторые противоречат отдельным нормативным документам. Имеются и внутренние противоречия в тексте законопроекта, которые также необходимо устранять.

Представители УВД отметили, что новый закон «О полиции» необходим. В ходе широкого обсуждения законопроекта в служебных коллективах и ветеранских организациях поступило множество предложений и замечаний, которые уже проанализированы в УВД по Ульяновской области и вскоре будут направлены в организационный комитет по разработке данного законопроекта. Большинство замечаний государственно-правового отдела ЗСО соответствует мнению сотрудников областного Управления внутренних дел. В УВД также считают, что законопроектом необходимо определить единую централизованную систему органов внутренних дел, ее составные части, место и роль полиции. Структура полиции, по мнению представителей УВД, должна быть выстроена по аналогии с современной милицией, четко определен перечень полномочий и система подчинения. Кроме того, законопроект требует доработки с позиции юридической техники.

В конечном итоге, депутаты ЗСО сошлись во мнении, что следует тщательно проанализировать в сравнении закон «О милиции» и законопроект «О полиции» с тем, чтобы выяснить, как будут достигаться заявленные цели. В частности, отмечено, что в новом законопроекте права полиции по применению силы в отношении граждан расширяются по сравнению с существующим законодательством. Также в законопроекте не отражены меры материального стимулирования полицейских за качественное и высокопрофессиональное исполнение своих служебных обязанностей.

По итогам «круглого стола» будет принята резолюция, содержащая ряд рекомендаций. Депутаты рассмотрят этот документ на одном из заседаний ЗСО и направят его разработчикам законопроекта. Важность широкого обсуждения законопроекта, выявления и устранения его слабых мест связана еще и с тем, что принятие закона о полиции повлечет многочисленные изменения в иных правовых актах, а также принятие новых законодательных актов, связанных с правоохранительной деятельностью