Завтра исполнится ровно 165 лет с того дня, как в нашем городе был торжественно открыт памятник Николаю Михайловичу Карамзину.
Вынесенные в заголовок слова принадлежат римскому поэту Горацию и переводятся как «я воздвиг памятник». Русские стихотворцы Г.Р. Державин и А.С. Пушкин сделали вольный перепев оды Горация. Пушкинский «памятник нерукотворный» многим памятен со школьных уроков литературы. Однако настоящий памятник бывает сделан не из слов, а из камня и бронзы. Именно таков памятник историографу Карамзину.
Языком литературы и истории
Карамзин же всю жизнь работал именно со словом: писал стихи, прозу, исторические сочинения. И не просто писал, но активно формировал язык, соответствующий своему времени. А время было «перестроечное» – эпоха перемен: российская культура вступила в напряженный диалог с культурой европейской.
В конце XVIII века в России фактически существовало два языка: живой разговорный и литературный, изобилующий архаизмами. Карамзин вместе с другими литераторами решили соединить оба наречия, создав новую норму литературного языка. Позднее их назовут «карамзинистами». Среди них были Василий Жуковский, Константин Батюшков, Петр Вяземский и – еще один симбирянин – Иван Дмитриев. Все они считали язык едва ли не главным строительным материалом исторического прогресса. Причем составные части прогресса были простыми: политическое улучшение государства, нравственное усовершенствование человека, успехи разума и прогресс литературы. Эти же элементы представлялись им разными гранями единого понятия цивилизации.
Прогресс требовал новых слов – и они появились. Сам Карамзин придумал слова «трогательный», «занимательный», «человечный», «промышленность», «усовершенствовать» и другие. Конструирование современного языка шло не только за счет создания новых слов, но и букв. Именно в это время русский алфавит обогатился буквой «ё», появление которой связывают с именем Карамзина. Однако исторические факты показывают, что букву «ё» скорей всего придумала в 1783 году княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая в то время Российскую академию наук. А русские писатели – Державин, Карамзин и другие – горячо поддержали это нововведение.
Язык для Карамзина был не столько строительным материалом для создания литературных произведений, сколько тем «цементом», который скреплял российскую нацию. У этой нации была общая история. Карамзин скрупулезно изучал исторические и летописные источники и создал главный труд своей жизни – «Историю государства Российского».
«История, – отмечает Карамзин, – есть священная книга народов… зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству…» Так он начинает свое предисловие к «Истории…», а заканчивает волнующей фразой: «…да цветет Россия!».
В память о великом земляке
Николай Карамзин ушел из жизни в 1826 году. Вскоре симбирские дворяне подали прошение губернатору А.М. Загряжскому, в котором выразили свое намерение воздвигнуть памятник в родном городе, чтобы «ознаменовать и увековечить высокое уважение… к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытописателя Николая Михайловича Карамзина». В ответ на прошение губернатор обязан был исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для сбора денег на памятник. Тут же развернулась агитация за сбор необходимых средств. Деньги собирали по всей стране. Среди главных жертвователей были: генерал-майор П.Н. Иванов, князь Ю.С. Хованский, князь П.Л. Вяземский, граф Д.И. Хвостов, поэты Н.М. Языков, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, знатные симбиряне – Киндяковы, Анненковы, Юрловы и многие другие.
Прежде в Симбирске не было памятников. И вот в 1845 году появился. И сразу стало ясно, что это – шедевр. Потому шедевр, что все в нем нарушает привычные представления о памятниках.
Необычна его композиция. Чаще всего памятник включает два основных элемента: пьедестал, или постамент и на нем – фигуру того, кому памятник воздвигнут. Однако на постаменте высится фигура греческой музы Клио, покровительницы истории, по бокам постамента находятся бронзовые горельефы, отображающие важнейшие вехи в судьбе историографа, а сам Карамзин удостоился всего лишь бюста, помещенного в нише с лицевой стороны гранитного пьедестала. Почему так?
Путь к пьедесталу
Даже и в самой России на момент появления карамзинского монумента памятников было так мало, что их можно по пальцам пересчитать. Причем, это были главным образом памятники царям. Что ж, перечислим наиболее заметные из них. Прежде всего следует назвать Медный Всадник – памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге (скульптор Этьен Морис Фальконе, 1782 год). Далее монумент в честь подвига Минина и Пожарского работы Ивана Мартоса (1818 год) – первый в Москве памятник, поставленный не царю, а народным героям. И, наконец, Александрийский столп – памятник Александру I на Дворцовой площади Северной столицы (автор Огюст Ришар Монферан, 1834).
В декабре 1833 года Академия художеств провела конкурс на проект памятника Карамзину. Несмотря на то, что прецедент возведения памятника народным героям был создан, скульпторы с осторожностью брались за подобную работу. Победил проект, выполненный скульптором Гальбергом.
Самуил Гальберг родился в Эстляндии в небогатой семье. Родители Самуила отдали семилетнего мальчика в воспитательное училище в Петербурге, где готовили художников, скульпторов. Гальберг окончил училище с золотой медалью и стал работать с известным русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835) который и был автором памятника Минину и Пожарскому.
В 44 года Гальберг становится профессором Петербургской Академии художеств за памятник Александру I, который впоследствии был уничтожен в Петербурге. В 1833 г. он изваял памятник Державину в Казани, который также был демонтирован в 30-е годы XX века в период кампании «борьбы с язычеством».
22 августа 1836 г. Николай I одобрил проект памятника Н.М. Карамзину, сочиненный Гальбергом. Изваяли памятник его ученики. П.А. Ставассер в соавторстве с А.А. Ивановым вылепили бронзовую статую Клио, которая была отлита под руководством П.К. Клодта. Н.А. Рамазанов – автор бюста Н.М. Карамзина и горельефа на северной стороне памятника. К.М. Климченко выполнил модель для отливки горельефа на южной стороне.
Из Петербурга привезли в Симбирск четырехугольный постамент буро-красного цвета из финляндского гранита. Памятник обошелся в 91800 рублей. На эти деньги можно было приобрести богатую деревню с людьми. Строили монумент 12 лет, с 1833 по 1845 годы. Открытие состоялось 4 сентября 1845 года. Остроумная композиция памятника устраивала всех: и «монархистов», и «демократов». Да, на постаменте не было бронзовой фигуры Карамзина. Но муза Клио, покровительница истории, фактически покровительствовала и Карамзину – первому русскому историографу. Памятник получился в высшей степени аллегоричным символичным.
Монумент был тщательно вписан в структуру города: на севере – губернаторский дом, на западе – женский монастырь. В 1866 году вокруг памятника разбили сквер со свободной планировкой по типу английских парков. Так был создан сад-памятник. Ограда памятника изготовлена на заводе Демидовых на средства жены Карамзина. Чугунная решетка сада выполнена в Симбирске по эскизам местного архитектора Любимова.
Постановлением Совета Министров СССР от 04.12.74 г. №624 памятник Николаю Михайловичу Карамзину поставлен на государственный учет как памятник монументального искусства федерального значения. Парк вокруг монумента тоже имеет статус памятника федерального значения.
Сегодня памятник Карамзину и сквер вокруг него – одно из самых приметных мемориальных мест нашего города.
Владимир Янушевский
В тему
Кстати, в нашем городе собираются установить (точнее – восстановить) еще один памятник историческому деятелю, чье имя тоже связано с Симбирском, – Петру Столыпину. Впервые об этом было объявлено в январе 2010 года. Первоначально сообщалось, что памятник планируется поставить на прежнем месте -возле Дворца книги (сейчас там находится бюст Гончарова).
Однако на недавно прошедшем заседании комиссии по наименованию улиц, площадей, переулков, бульваров, проездов и других составляющих города было предложено поставить памятник Столыпину на бульваре Новый Венец у здания Сельхозакадемии (с присвоением данной части бульвара имени этого известного политика царской России).
Кроме того, на этом же заседании поступило предложение дать новое наименование площади в Железнодорожном районе, на которой располагается памятник Петру и Февронье Муромским (как вариант: площадь Семьи, любви и верности).
Оба предложения по переименованию были отклонены комиссией. Что касается восстановления памятника Столыпину, то данный вопрос находится в стадии рассмотрения.