Первому заместителю председателя УГД

И. Н. Буланову

Руководителю комиссии по реформе ЖКХ

С. А. Живайкину

К вопросу номер 1, вынесенному на заседание комиссии по реформе ЖКХ на 16 сентября «О структуре платы за «содержание и ремонт жилья» в квитанции по оплате ЖКУ (в т.ч. в денежном эквиваленте)…

На мой взгляд, вопрос на заседание комиссии нужно ставить либо шире, либо в рамках обозначенного вопроса рассмотреть более подробную ситуацию по тарифу:

механизм определения видов работ и стоимости, включаемых в тариф разными УК, ТСЖ, ЖСК;

порядок определения размера тарифа;

трудности УК, ТСЖ и ЖСК, возникающие в процессе определения размера тарифа;

мнения УК, ТСЖ и ЖСК о достаточности размера тарифа для обеспечения содержания общего имущества МКД и возможности его увеличения;

возможность устранения диспропорции в росте тарифа на содержание и коммунальные услуги;

решения ОМС и правительства, влияющие на размер тарифа;

структура тарифа и определение видов работ, включаемых в тариф;

выявление, выделение работ, на которые уходит бОльшая часть тарифа;

возможность (и примеры) влияния собственников на структуру тарифа и стоимость отдельных видов работ;

отражение в договорах между собственниками и УК процедуры утверждения размера тарифа и порядка определения размера тарифа;

ситуация с предоставлением отчета УК собственникам по расходованию средств на содержание и ремонт.

Потому что до того, как перечень услуг и их стоимость попадет в квитанцию для собственника, необходимо убедиться в том, что порядок определения размера тарифа и оказание услуг (в пределах тарифа) производятся в рамках действующего законодательства.

Итогом рассмотрения вопроса должно стать понимание депутатами ситуации с установлением тарифа в УК, ТСЖ и ЖСК Ульяновска и донесение информации до собственника, оценка возможности у собственника контролировать как структуру тарифа, порядок определения его размера, так и выполнение работ, обозначенных в рамках тарифа, выработка рекомендаций для УК, комитета ЖКХ и экологии и собственников.

Алгоритм подготовки заседания, по моему мнению, должен быть следующим.

Сначала необходимо произвести анализ договоров между УК и собственником и приложений к нему в части содержания перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, и порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (требования статьи 162 ЖК к договору)

Запрашивать договор от каждой УК, полагаю, нет необходимости. Ибо, для ускорения подготовки заседания, копии всех договоров можно получить в одном месте – комитете ЖКХ и экологии, поскольку все УК должны заключить с комитетом, как с представителем муниципальной собственности.

Анализ договоров нужно провести и на предмет способа утверждения тарифа в разных УК. Во всех ли договорах предусмотрено утверждение тарифа общим собранием собственников…

Почему предлагаю сделать такой анализ? Потому что прокуратурой в судебном порядке оспорены тарифы 2009 и 2010 в 84-х МКД нового города, управляемых ООО «УК ЖСС».

Необходимо проанализировать договорные условия и практику получения собственником в УК отчетов о сборе и расходовании средства по тарифу. Ибо на практике отчеты зачастую сводятся к 5-7 пунктам, напечатанным на небольшом формате и вывешенным на дверях или доске объявлений подъезда…

Комитетом ЖКХ и экологии мэрии недавно был разработан проект договора между УК и собственником (после собраний со старшими ломов нового города), в котором достаточно четко определены права и обязанности сторон (в том числе и процедура утверждения тарифов и отчетов УК о выполненных работах). Однако, в некоторых УК эта форма договора до сих пор не принята. Необходимо понять причины, по которым это происходит.

В некоторых УК и ТСЖ уже применяется квитанция с расширенным перечнем услуг по тарифу. Считаю, было бы полезно поделиться опытом со всеми УК (и собственниками): какие именно услуги расшифрованы, какова реакция собственника на расширенный перечень и так далее.

Теперь, собственно, о видах работ и их стоимости, которые можно включить в квитанцию.

Это должны быть услуги, позволяющие собственнику понять суть тарифа. То есть, в квитанции нужно обязательно указать наиболее затратные, наиболее заметные услуги (или «видные», то есть, которые можно понять и оценить большинству собственников, к качеству которых чаще всего появляются претензии).

Например:

– Аварийно-диспетчерская служба

– Благоустройство жилого дома

– Дератизация и дезинсекция

– Содержание лифтов

– Уборка придомовой территории (возможно, с более детальной расшифровкой)

– Обслуживание мусоропроводов

– Освещение мест общего пользования

– Осмотр газового оборудования

– Текущий ремонт многоквартирного дома

– Сбор и вывоз ТБО

– Содержание МКД (возможно, с более детальной расшифровкой)

– Технический осмотр электроплит

– Техническое обслуживание приборов учета и систем дымоудаления

– Уборка подъездов

– Уборка придомовой территории

– Управление многоквартирным домом

– Услуга Регионального информационного центра

– Услуга паспортного стола

(определение, название, видов услуг и работ необходимо «увязать» с требованиями законодательства).

На заседании комиссии я бы предложил рассмотреть необходимость активизации роли комитета ЖКХ и экологии, как собственника, в процессе проведения общих собраний и как участника спорных вопросов, возникающих в отношениях УК и собственников.

Список участников слушания вопроса, думаю, не должен ограничиваться только директорами ДуКов, потому что значительная часть жилфонда находится в управлении и других УК, ТСЖ и ЖСК.

Приложения:

Квитанции Казани

Квитанция Санкт-Петербурга

Квитанция Ульяновска в момент разработки до ее утверждения приказом Минстроя от 22.07.2010

Счет на оплату ООО «УК ЖСС» за июль 2010 г.