В Волго-Камском регионе полным ходом идут работы по демонтажу отслуживших свой век светофорных мостиков.
Утром 3 сентября размеренную жизнь станции Глотовка нарушил шум приближающегося состава с внушительным краном на железнодорожном ходу. Это был восстановительный поезд станции Ульяновск-Центральный. Однако поводов для волнения не было: спецсостав спешил не на ликвидацию ЧП, а для участия в работах по демонтажу светофорного мостика.
На станции его уже поджидала группа работников Ульяновской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Через несколько часов железнодорожникам предстояло принять участие в совместной производственной операции.
– «Окно» предоставят на два часа, – объяснил мне главный инженер Ульяновской дистанции СЦБ Владимир Петрушенко. – Работы по демонтажу светофорного мостика пройдут на перегоне Юловка – Глотовка. Для этого заранее был разработан и утвержден план производства работ. В данном виде работ без восстановительного поезда не обойтись, потому что только с помощью его крана можно поднять светофорный мостик.
Самое утомительное в производственных работах на перегонах – это период ожидания. До того, как дадут добро на «окно», необходимо выполнить ряд подготовительных работ: получить наряд на производство работ, проверить исправность монтажных приспособлений и защитных средств, получить разрешение дежурного по станции на «окно» и многое другое. Порой подготовка занимает гораздо больше времени, чем сама работа, но без этого на железной дороге никак нельзя: во главу угла ставятся безопасность движения и человеческая жизнь.
Инженер по охране труда Ульяновской дистанции СЦБ Елена Рогожина как раз занималась контролем выдачи наряда на работу.
– На предстоящие работы назначается ответственный руководитель, проверяется обученность и квалификация всех членов бригад, – объяснила она. – У сварщика, к примеру, должен быть допуск к работам на высоте. Все проверяется и оформляется в двух экземплярах. После выполнения работ наряд закрывается и находится у нас в течение месяца.
Наконец, дежурный по станции Глотовка Любовь Чиркова дает разрешение на «окно». В штабном вагоне восстановительного поезда на станции Ульяновск мы выезжаем на перегон. Вскоре на горизонте показывается и сам светофорный мостик, представляющий собой металлическую конструкцию, расположенную на высоте 10 метров над железнодорожными путями. После ликвидации второго пути эта конструкция уже устарела и подлежит демонтажу.
По прибытии на место каждая бригада четко выполняет свой фронт работ. Происходит развертывание крана «ЕДК-500»: опускаются выносные опоры, именуемые аутригерами, стрела крана приводится в рабочее положение и подводится к демонтируемому участку.
Машинист крана – одна из ключевых фигур технологического процесса. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в кабине за рулем гигантской машины находится 22-летний парень. Зовут его Алексей Курков. Несмотря на молодость, Алексей работает машинистом крана уже четвертый год и держится весьма уверенно. Улучив паузу, перебрасываюсь с ним несколькими фразами. Узнаю, что Алексей, закончив Ростовскую дорожно-техническую школу, пошел по стопам своего дяди, который в свое время работал начальником восстановительного поезда. Оказывается, профессионализм у парня заложен генетически.
– С детства мечтал работать на большом кране, – признался Алексей. – Чаще приходится иметь дело с более тяжелыми грузами, поэтому особых трудностей сегодня не испытываю. Главное – не отвлекаться.
Пожалуй, самая опасная работа при демонтаже светофорного мостика – у электросварщика Валерия Старостина. С помощью бензореза ему нужно освободить крепления консоли, подготовить ее к снятию. Сделать это трудно, так как работа на высоте требует повышенной осторожности. Тут спешить нельзя, лучше лишний раз перестраховаться.
Обеспечивают работу электросварщика на высоте электромеханики, электромонтеры и стропальщики. Среди них немало опытных работников. Таких, к примеру, как электрогазосварщик Юрий Дубовенков и машинист бульдозера Евгений Брюханов. У обоих за плечами около 30 лет стажа на «железке», а в восстановительный поезд станции Ульяновск-Центральный они пришли работать в один день.
– Отличительной чертой наших работников является взаимозаменяемость, – подчеркнул начальник восстановительного поезда станции Ульяновск-Центральный Юрий Щеголев. – Каждый из них может поработать и за стропальщика, и за электрика, и за сварщика.
С замиранием сердца смотрю снизу вверх на Валерия Старостина, мысленно желая ему поскорее освободиться из железного плена светофорного мостика. Вздыхаю с облегчением, когда он сигнализирует о том, что консоль раскреплена и ее можно поднимать.
По команде руководителя работ демонтируемая опора поднимается краном, с помощью растяжек разворачивается вдоль пути и опускается вниз на междупутье. Все самое трудное – позади. Валерий Старостин, спустившись «с небес на землю», вытирает пот со лба и устало улыбается.
– Не страшно было? – невольно вырывается у меня вопрос.
– За 20 лет железнодорожного стажа первый раз в жизни столкнулся с такой работой, – признался Валерий. – За последний месяц это моя третья консоль. А первый раз, признаюсь, слез на землю ни жив ни мертв – так переволновался. Причем, не столько было страшно, сколько неудобно: находишься в консоли как в клетке, и до болтов дотянуться очень трудно, так как они удалены на большое расстояние. Нужно срезать восемь болтов, прежде чем освободить опору.
Последним штрихом выполняемых работ стало разделение снятой консоли с помощью бензореза на малые фрагменты, чтобы подготовить ее для погрузки на платформу. Это была четвертая высота, успешно «взятая» работниками комплекса инфраструктуры Волго-Камского региона. До конца года им предстоит демонтировать еще семь таких светофорных мостиков.
Автор: Александр Савенков