Главной темой нынешнего лета стали всепожирающие пожары, от которых особенно ощутимо пострадали жители сёл и деревень России. Не стали исключением и некоторые районы нашей области: обгоревшие леса, дымящиеся поля, а, главное, обугленные дома сельчан. Очень «показательным» в этом отношении оказалось село Артюшкино Сенгилеевского района. Сюда так и не дошёл природный газ, а вот «красные петухи» почему-то регулярно «посещают» его. Примечательно здесь ещё и то, что сгоревшие постройки не убирают, а оставляют как памятники то ли в назидание кому-то, то ли оттого, что этому кому-то следы пожарищ ласкают глаз. Словом, Артюшкино можно смело назвать селом сгоревших и брошенных изб. Мы не будем оригинальничать, а тоже поговорим о всеобщей беде нынешнего лета. Парадокс, но здесь, как говорится, кругом вода: водопады, живописный пруд, облюбованный не только приезжими, но и домашней птицей и другой живностью, несколько источников. Правда, колодцы в этом году пересыхали, и сельчане испытывали некоторые трудности с питьевой водой. Местный гидрант по-прежнему бездействует из-за изношенных прокладок, а на заправку и дозаправку пожарным машинам приходится также ездить по автодороге Силикатный-Кучуры, которая имеет лишь название «автодорога»: остатки асфальтового покрытия давно превратились в крошки и дорожную пыль. Почему же ни местные, ни областные чиновники, отвечающие за содержание дорог в районе, так и не обращают на это никакого внимания, хотя одна наша газета писала об этом несколько раз?

Наверное, потому, что у чиновников есть одна присущая только им особенность, -подавляющее их большинство реагируют на публикации так: одни, прочитав критическую статью, пишут в редакцию письма, заверенные ответственными людьми, что мы, мягко говоря, заблуждаемся, не совсем точно владеем ситуацией. На самом деле, всё не так плохо, надо лишь посмотреть на ту или иную освещаемую проблему под другим углом зрения. Другие, найдя критику в свой адрес, бросаются с исками в суд, доказывая свою невинность и непорочность. И лишь самая малая толика чиновников – их единицы – реагируют на критику так, как и должно реагировать -конструктивно: бросив все свои несрочные дела, они начинают исправлять положение. Но, повторяем, таких так мало, что до горечи обидно. А ведь страдают конкретные живые люди. Ну почему бы не взяться всем миром, да и сделать добротную дорогу? Может, тогда и сёла стали бы привлекательнее, да и пожаров было бы поменьше, Конечно, было бы совсем хорошо, если бы в село пришёл, наконец, природный газ, отсутствие которого так портит жизнь сельчанам. Дровяное отопление, усиленная нагрузка на электропроводку – тоже одна из причин возникновения пожаров. Ещё свежо в памяти артюшкинцев прошлогоднее пожарище на улице Молодёжной. Его причины всё те же.

Сейчас при въезде в село на улице Боровой строится солидный дом. Говорят, кто-то из влиятельных или «крутых» облюбовал здесь место. Сельчане возлагают на эту постройку большие надежды, потому что, опять же по слухам, с введением её в эксплуатацию в село придёт-таки дешёвое голубое топливо и тогда здесь будет совсем другая жизнь. Но пока это только мечты и догадки. Да и строящийся дом – деревянный, а вовсе не кирпичный. Кстати, совсем недалеко от въезда прямо у главной дороги продаётся полдома из белого силикатного кирпича. И таких здесь немало. Между прочим, несмотря на то, что дачники покупают здесь дома и земельные участки, коренное население остаётся стабильным и по численности не уступает некоторым малочисленным сёлам других районов, куда природный газ пришёл уже давно.

Что касается дорог, то приличной с асфальтовым покрытием по-прежнему остаётся магистральная улица, а вот все периферийные и отдалённые так и остаются грунтовыми и неухоженными.

В самом центре села – сгоревший дом. Нет, он сгорел не нынешним и даже не прошлым летом. Этим головешкам лет пять-шесть. Зачем они, неужели они украшают село? Чуть дальше – бывшее здание местной школы. Оно ветхое, деревянное. Тоже вот-вот может загореться и наделать немало бед. Не лучше ли было бы разобрать его, чтобы отвести несчастье?

О том, что некоторые сёла могут вот-вот исчезнуть с карты области, напоминает полное отсутствие табличек с их названием при въезде, безусловно, всероссийской переписи населения, к которой готовятся загодя, обновляя таблички с названием улиц и номерами домов по 75 руб. за штуку, это не отразится, но почему и в этой мелочи такая несправедливость? Человек, впервые попавший сюда, может не сориентироваться, перепутав одно село с другим. Артюшкину надо отдать должное: теперь все приезжие чётко видят, что их взору открывается живописное село с очень красивым и гостеприимным названием. А вот Кучуры и Смородино такой чести пока так и не удостоились. Машинный двор бывшего колхоза по-прежнему заброшен, фермы разрушены, поля заросли не только бурьяном, но и порослями деревьев. Чтобы их обрабатывать, нужны средства, а, главное, старание. Легче валить лес, – заплатить за одну делянку, а вырубить десять. Вот и пилорамы развелись здесь, как грибы после дождя. Теперь их тут четыре или пять, там изготавливают поддоны для кирпича. На каждой работают по 8-10 человек. Хоть какая-то занятость.

Досуг сельчан по-прежнему отдан на откуп клубу, который ютится в одноэтажном деревянном здании местной администрации. А прежний двухэтажный кирпичный продолжает разрушаться. Никаких позитивных изменении в этом так и не намечается. В таком же плачевном состоянии и котельная, которая отапливала когда-то не только клуб, которому позавидовало бы любое крупное село, но и некоторые жилые дома. А теперь надобность в котельной давно отпала: зачем разрушенному и загаженному асоциальными лицами зданию бывшего клуба котельная, которая по своему содержанию ничем не уступает отапливаемому ею некогда зданию: битый кирпич, бутылки из-под алкоголя, отходы жизнедеятельности человека.

Как и во всяком другом селе области, в Артюшкине развито шинкарство: паленка, также как и год и два назад, продаётся круглосуточно чуть ли не в каждом доме. Народ, не исключая молодёжь, по-прежнему спивается. А чем, собственно, заняться молодёжи и где ей собираться для проведения досуга и обсуждения своих проблем? По задворкам и брошенным домам?

В заключении хочется ещё раз напомнить: пока в селе живут люди, да ещё и приезжают новые жители, его нельзя записывать в неперспективные, а, наоборот, следует неуклонно заботиться о его благоустройстве и процветании. И пора избавляться от сгоревших и непригодных для жилья домов.