Сегодня много говорят и пишут о необходимости патриотического воспитания молодежи. Власть ищет и не может найти базу, на которой это воспитание, по ее мнению, должно выстраиваться. Дело доходит даже до смешного – в качестве примеров патриотизма предлагаются истории успеха молодых бизнесменов. А вот примеры истинного патриотизма, самопожертвования и служения Родине, которые не нужно ни искать, ни придумывать, замалчиваются, или намеренно стираются из памяти народной.

Немало ярких имен, золотом вписанных в историю Великой Отечественной, связаны и с ульяновским краем. Владимир Деев, Александр Матросов, Иван Полбин – плеяда героев-ульяновцев насчитывает в своих рядах не одну сотню славных имен. Однако если именами одних названы улицы и школы, то другие незаслуженно забываются. И если мы хотим, чтобы наша молодежь воспитывалась на примерах настоящего – не показного, – патриотизма, мы должны вспомнить всех. Чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто» звучали не только в реквиемах, посвященных Дню Победы…

200 вражеских танков, орудий, бронетранспортеров и автомашин уничтожили в годы Великой Отечественной войны братья-танкисты Михеевы. 45-ю орденами и медалями удостоила их Родина за мужество и отвагу. На Дальнем Востоке, где служили братья до войны, им установлен памятник, там о них помнят. А вот на родине он них сегодня даже мало, кто знает, хотя имена их вполне достойны быть золотыми буквами вписаны и в историю войны, и в историю ульяновского края…

Их было девять. Девять братьев-танкистов Михеевых. Единственный в мировой истории случай, когда девять родных братьев воевали одновременно. И все били врага, прославляя силу и мощь русского оружия. А три их сестры и отец ковали победу над врагом в тылу.

В советскую пору информацию о них можно было найти в школьном музее села Воецкое Барышского района, откуда они родом, память о них хранилась и в Ульяновском гвардейском танковом училище. Но пришли лихие годы перемен. Прекратило свое существование Ульяновское танковое, стал никому не нужным, захирел и тихо умер школьный музей в Воецком. И память о славной когорте танкистов Михеевых хранит сегодня только сын одного из братьев – Альберт Павлович Михеев, 75-летний военный пенсионер, проживающий в Засвияжском районе Ульяновска.

А ведь фамилия Михеевых стала широко известна в нашей стране еще в 30-е довоенные годы ХХ века. А начиналось все так.

:Жил в селе Воецком Барышского района крестьянин Дмитрий Михеев. Имел большую семью – девять сыновей и три дочери росли дружным подспорьем отцу и матери. Работал Дмитрий Федорович пасечником в колхозе «12 лет Октября». Любил свою работу и землю родную, которую полил кровью на фронтах Первой мировой пулеметчик Михеев. В то далекое время людям не нужны были уроки патриотического воспитания, они просто любили свою Родину. Как мать, которая их взрастила и выкормила. И они твердо стояли на своей земле, знали ей цену. Вот и весь патриотизм – не книжный, а замешанный на поте и крови, на памяти отцов и дедов своих, веками живших тут до них. На том воспитывались и сыновья, и дочери Дмитрия Михеева.

Поздней осенью 1936 года страна узнала о подвиге красноармейцев-дальневосточников Василия Баранова, Семена Лагоды и их боевых товарищей из роты старшего лейтенанта Кочеткова, что несла в ту пору службу в пограничной полосе, в районе поселка Турий Рог. В ожесточенной схватке они выдворили японских диверсантов, посягнувших на советскую территорию. Это о них сложена песня «Три танкиста», которую знали и любили практически в каждой советской семье.

Весть о подвиге танкистов-дальневосточников дошла тогда и до села Воецкое, откуда был родом пулеметчик Семен Лагода. И бывший пулеметчик Михеев решил, что его сыновья обязательно должны стать танкистами. Решил и сделал. Трое его сыновей – Павел, Виктор и Владимир служили в то время на Дальнем Востоке. И Дмитрий Федорович обратился с просьбой к наркому обороны СССР разрешить четвертому сыну Федору досрочно вступить в ряды Красной Армии и направить его на дальневосточную землю.

А весной 1937 года Дмитрий Федорович и сам приехал в далекий Хабаровск. Сыновья, командование Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии (ОКДВА), лично маршал Василий Блюхер устроили ему пышную встречу. На одном из занятий в танковой части, где служили Павел и Федор, ему показали танк.

Вот тогда и поставил Михеев перед Блюхером вопрос, решивший в последствии судьбу всех его сыновей: «А можно экипаж только из одних Михеевых составить?» «А хватит ли у вас сыновей-то?» – засмеялся маршал. «Еще и останется, только разрешите!» – обрадовался Дмитрий Федорович.

По его настоянию в армию досрочно был призван и пятый сын – Иван. Так появился первый в Советских Вооруженных Силах семейный танковый экипаж – командиром стал Павел, водителем Федор, наводчиком – Владимир, мотористом Иван. За ним уже вскоре закрепилась слава лучшего экипажа ОКДВА. А чуть позже братья были направлены на учебу в Ульяновское танковое училище. Окончив его перед началом Великой Отечественной, они обращаются к наркому обороны с просьбой создать михеевскую роту. Просьба была удовлетворена. Командиром роты стал Виктор, его заместителем – Павел, а Владимир, Федор и Иван приняли под начало взводы. А комиссаром батальона, в который входила рота, назначили старшего из Михеевых – Александра.

Самому Дмитрию Федоровичу пришлось по душе Приморье. С младшими сыновьями он переехал в село Успенка у реки Уссури и принял совхозную пасеку. В первое же лето за высокий сбор меда он был награжден медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а позднее – за трудовые успехи и патриотические дела – орденом «Знак Почета». В годы Великой Отечественной войны он внес свои личные сбережения на строительство танка для действующей армии.

Войну братья Михеевы встретили в первые ее часы в районе города Перемышль. С тяжелыми боями отступали на восток. Тогда же понесла семья Михеевых первые боевые потери – на восьмой день Великой Отечественной войны на другом участке Юго-Западного фронта в районе города Броды в неравной схватке погиб Иван Михеев, позднее – под Харьковом – сгорел в танке, но не сдался врагу Александр. В одном из боев снаряд угодил в танк командира батальона Виктора Михеева. Тяжело раненного и обожженного его вытащили через нижний люк. В экипаже Федора погиб механик-водитель, его место за рычагами управления занял сам командир. Когда рядом оказался фашистский танк, он уничтожил его таранным ударом.

Хорошо воевали танкисты Михеевы. Вскоре после начала войны Виктор стал командиром отдельного батальона тяжелых танков, а Павел – его заместителем. Командование ротами приняли Владимир и Федор. Так в истории Великой Отечественной появился семейный – михеевский – батальон. Он участвовал и в боях, под Сталинградом – именно там Михеевым был вручен танк, построенный на личные сбережения их родителей. Передали его экипажу Владимира, который на нем прошел всю войну, участвовал в штурме Берлина. К слову, Владимир оставил свой автограф на рейхстаге. Достойно били врага и другие братья. В том числе и младшие – Михаил, Семен, Петр. В составе одного экипажа (1-й Дальневосточный фронт), созданного в 1943 году, они с боями прошли почти всю Маньчжурию.

Какие же рекорды на счету братьев Михеевых? Девять отважных танкистов уничтожили 200 вражеских танков, орудий, бронетранспортеров и автомашин. Уникальный результат для одной семьи. И еще одна цифра. 45 орденов и медалей удостоились Михеевы за мужество и отвагу.

А их сестры и отец ковали победу в тылу. Сестры строили танки в Челябинске, а отец трудился в колхозе.

После войны братья Михеевы продолжали служить в Вооруженных Силах. В родное село вернулся только Павел Дмитриевич. В 1944 году в бою под Прилуками он потерял руку, чудом остался жив и намотавшись по госпиталям возвратился домой. Жил скромно, не требуя для себя ни наград, ни почестей и умер в 1989 году.

Сегодня уже мало, кто помнит в Ульяновской области о семье Михеевых. Утеряны многие документы и фотографии, свидетельствующие о боевом пути братьев-танкистов. И по меньшей мере странно выглядит то, что в далеком Приморье, где началась история этой боевой семьи, в честь братьев Михеевых установлен памятник – легендарный танк Т-34, – а на родной земле нет даже скромного обелиска. Можно много и красиво говорить о необходимости патриотического воспитания молодежи, но чего будут стоить все эти разговоры, если стираются из памяти имена земляков-героев, если забываются даже такие яркие примеры высокого патриотизма и служения Родине, как история семьи Михеевых? Не воспитать патриотов, если мертва память. Поэтому общественное движение «Становление гражданского общества «Патриоты» объявляет о начале сбора средств для установки памятника славным братьям-танкистам – пусть будет вечной память о подвиге семьи Михеевых…

Александр СЕМЕНОВ

На снимках: Памятник братьям Михеевым в Приморье. Первый семейный танковый экипаж Михеевых. 1937 год. Братья Михеевы накануне войны