В ближайшем будущем в России заработает Федеральный дорожный фонд

Автор: Михаил Белый

В России все же могут появиться качественные дороги. Как ожидается, уже этой осенью в Госдуму поступит законопроект о создании Федерального дорожного фонда. Эта структура будет концентрировать деньги на содержание, реконструкцию и развитие федеральной дорожной сети.

По мнению экспертов, особых возражений этот документ вызвать не должен, поскольку дорожное хозяйство в нашей стране действительно оставляет желать лучшего.

Уже известно, что дорожное ведомство, которое будет создано в недалеком будущем, займется не только федеральными магистралями, но и строительством некоторых трасс в регионах в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», утвержденной на ближайшие пять лет.

Финансироваться Федеральный дорожный фонд будет из бюджета, а также за счет акцизов на автомобильное топливо, которые в ближайшие три года планируется повышать по утвержденной схеме «на 1 руб. за 1 литр за 1 год» при одновременном снижении ставки транспортного налога до 50%.

Согласно предварительным подсчетам, с 2013 года новый фонд будет ежегодно собирать по 140 млрд руб.. Эти средства должны пойти на реконструкцию и содержание старых федеральных дорог, а также строительство новых. Ожидается, что общий объем Федерального дорожного фонда в 2013 году составит не менее 400 млрд рублей. Как сообщается, около 140 млрд руб. доходов от повышения акцизов отдадут регионам на развитие местной дорожной сети.

Проблема плохих дорог по-прежнему стоит крайне остро практически на всей территории России.

Даже новый асфальт зачастую стремительно разрушается. По словам специалистов, в большинстве случаев это происходит из-за нарушения технологии укладки асфальта. В частности, зачастую его кладут в дождливую или холодную погоду. В такой ситуации можно заранее прогнозировать, что покрытие прослужит не долго.

Эксперты подозревают, что асфальтирование дорог – огромное поле для всяческих злоупотреблений. По словам лидера одного из российских автомобильных движений Дмитрия Ежова, в России так стремительно разрушаются дороги, что это не может не наводить на определенные размышления.

«Все прекрасно знают, что при строительстве дорог можно закопать столько денег, сколько нужно. Если рассуждать логично, не проще ли один раз хорошо вложиться и не возвращаться к этой проблеме хотя бы несколько лет», – сказал Дмитрий Ежов.

Между тем, этого не происходит. Каждый год в регионах разворачиваются дорожные работы, результаты которых не видны уже спустя несколько месяцев.

Кроме того, в России в последнее время активно распространен так называемый «ямочный ремонт». В ходе такого ремонта дорожники не снимают все полотно, а ставят на отельные ямы «заплатки». Такой ремонт, естественно, не может считаться качественным и призван быть лишь временной мерой. Однако сейчас в ряде регионов такой ремонт стал заменять полномасштабные дорожные работы. В некоторых городах ямы заделывают… колотым кирпичом, который вскоре же начинает вылетать из-под колес автомобилей.

Тем временем в некоторых городах нашей страны автомобилисты и чиновники, похоже, оставили все попытки научиться делать качественные дороги. Вместо этого они приступили к составлению специальной карты некачественных автомобильных магистралей.

Такая работа уже стартовала в Новосибирске и Екатеринбурге. Как заявил заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов, этот проект поддержан городской администрацией.

«В условиях дефицита средств необходимо повышать эффективность использования тех денег, что имеются. В итоге эта инициатива может перерасти в общественный контроль качества производимых дорожно-ремонтных работ», – отметил г-н Ксензов. По его словам, в городе создана специальная комиссия, члены которой курсируют по улицам, фиксируя каждую обнаруженную яму и колдобину.

В городской администрации «Гудку» также сообщили, что по каждой яме составляется отдельный акт и фиксируются ее координаты. В дальнейшем планируется сформировать карту плохих дорог и выложить ее в свободном доступе в интернете. «Автомобилисты смогут посмотреть и составить для себя наиболее безопасный маршрут проезда до пункта назначения», – объяснили в администрации.

По аналогичной схеме работают представители городских властей и общественности в Екатеринбурге. По данным регионального управления ГИБДД, в городе из-за плохого дорожного покрытия ежедневно происходят две-три автомобильные аварии.

По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, такие карты составляются от безвыходности. «Чего только в России не придумают, лишь бы не строить хороших дорог! Можно предположить, что на это потребуются серьезные средства. Ведь данные в картах должны оперативно обновляться – например, если дорожники залатали яму, или наоборот появилась новая выбоина», – сказал «Гудку» Виктор Травин.

Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима заявил «Гудку», что основная проблема заключается в том, что органы местного самоуправления зачастую не следят за состоянием городских магистралей. «Понятно, что рисовать маршруты объезда гораздо проще, чем строить хорошие дороги. Но из местного и федерального бюджетов регулярно выделяются на ремонт дорог солидные суммы. И задача чиновников – проконтролировать не только то, чтобы деньги ушли по назначению, но и сам процесс дорожных работ. В частности, подрядчики обязаны выполнять все взятые на себя гарантийные обязательства», – пояснил г-н Зима.