Сегодня в широких слоях общественности бурно обсуждается проект закона «О полиции». Обсуждение идет и на федеральном, и на местном уровнях, и среди простых обывателей. Но все приходят к единому мнению – проект необходимо доработать, и очень существенно.

Для чего нам вообще нужна полиция?

Многие видят в преобразовании милиции в полицию ряд плюсов. Например, на круглом столе в Общественной палате Ульяновской области пришли к мнению, что в настоящее время недостаточно высокая эффективность работы милиции не отвечает современным требованиям к обеспечению безопасности общества и целям модернизации экономики России. В общественном сознании наличествует негативное восприятие образа сотрудника милиции и низкий уровень доверия к правоохранительным органам, что подрывает авторитет государства и способствует распространению правового нигилизма.

Для укрепления общественного правопорядка в России необходимо сформировать иную культуру взаимоотношений граждан и правоохранительных органов – культуру сотрудничества и партнёрства. Это, в свою очередь, требует использования лучшего зарубежного и отечественного опыта организации работы полиции, ликвидации пробелов и несогласованности норм в правовом регулировании её деятельности, четкой регламентации прав и обязанностей сотрудников правоохранительных органов. В целях создания благоприятных условий для обеспечения соблюдения прав и свобод граждан и борьбы с коррупцией не менее важно создать эффективные механизмы общественного контроля. Деятельность правоохранительных органов должна строиться на принципах профессионализма, а сотрудники должны обладать высокими моральными качествами.

Руководство Министерства внутренних дел обещает, что новая служба будет более гуманной и более продвинутой в плане Интернета и других современных технологий.

Мы знаем только название?

Однако, на самом деле, кроме названия новой службы в проекте пока ничего особенно не проработано. Федеральный закон «О полиции» является лишь одной из составных частей реформирования системы МВД. При этом общая концепция реформирования не разработана и не представлена обществу, а законопроект «О полиции» обсуждается отдельно от остального пакета предлагаемых законов. Законопроект содержит в себе большое число неоднозначных формулировок. Он перечисляет лишь основные направления деятельности полиции, оставляя возможность для расширения их списка вне текста закона. Не во всех случаях прописаны временные рамки тех или иных процессуальных действий полицейских. Таким образом, проект закона небезупречен с точки зрения юридической техники. В этих условиях доступным и однозначным для понимания простых граждан становится только название новой службы, и действительно, именно оно стало предметом споров. Одни посмеиваются над самой перспективой появления полицейских в российской глубинке, другие радуются возвращению дореволюционной структуры, третьи наоборот считают, что дореволюционная полиция себя дискредитировала. Часть населения, не привыкшая заглядывать так далеко в историю, ассоциирует образ полицейского скорее с полицейскими из американских фильмов. А между тем вполне возможно, что смена названия службы не имеет решающего значения и была придумана только для того, чтобы отвлечь внимание граждан собственно от содержания реформы.

Опрос

Большинство россиян (63%) уверены, что замена милиции полицией на практике ничего не изменит, всё останется по-прежнему. Положительных результатов от реформы ждут всего 11% опрошенных.

По материалам ВЦИОМ

Что настораживает в проекте закона?

В проекте выявлен ряд недостатков и возможные негативные последствия в случае его реализации.

1. В законе не дано чёткого определения полиции и не описаны структура создаваемой полиции, цели и задачи отдельных структурных подразделений.

2. В функции полиции законом включён очень широкий спектр направлений деятельности, без чёткого разграничения полномочий.

3. В законопроекте не прописаны детально механизмы общественного контроля за деятельностью полиции. Ничего не говорится об ответственности руководителей полиции при негативных оценках их деятельности со стороны общества, общественных организаций и представительных органов власти.

4. В проекте закона некоторые императивные нормы, ограничивающие действия полиции, снабжены исключениями, которые оставлены на ситуационное усмотрение сотрудника полиции (например, оговорки в ст.9, п 3. и п.4. «кроме случаев, когда… невозможно либо неуместно»). Это значительно расширяет возможности отдельных сотрудников по ограничению и ущемлению прав граждан и юридических лиц.

5. Проект сохраняет и расширяет право сотрудников полиции на досмотр, изъятие и использование собственности граждан без указания на возможную компенсацию материального ущерба.

6. Расширяются права по проникновению в жилище – «в любое время суток», в том числе «с повреждением запирающих устройств» и без санкции суда, что противоречит принципу неприкосновенности жилища и мировой практике в целом. Непонятно, кто будет определять основания для такого проникновения, ведь теоретически сотрудник правоохранительных органов по такому закону может взломать дверь в любую квартиру первой же ночью – хотя бы на основании проверки компьютера на наличие нелицензионного программного обеспечения.

7. Вводится возможность задерживать граждан в обход действующих норм законодательства. При этом присутствие адвоката с момента задержания не предусматривается, что противоречит действующему законодательству и серьёзно ущемляет права и свободы граждан.

8. «Презумпция законности» требований и действий полицейского, вводимая ст. 32. п.2., входит в противоречие с принципами примата субъективного права, презумпции невиновности и рядом положений самого рассматриваемого проекта закона. Это значительно ограничивает и ущемляет права и свободы граждан.

9. Некоторые статьи проекта закона содержат формулировки, отсылающие к другим законам, без уточнения, к каким именно, например, такую: «определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами». Казалось бы, мелочь, временный недочет, но на практике он проявляется в том, что четко не регламентировано, в какой срок нужно известить близких гражданина о его задержании. Что, если на месте этих близких окажетесь вы?

10. Непропорциональным является соотношение высокой ответственности сотрудников полиции (высокие требования, широкий перечень запретов и ограничений, ненормированный рабочий день) с несовершенной системой стимулирования сотрудников (расплывчатые социальные гарантии, в том числе по вопросу обеспечения жильём, небольшой размер выплат). Завышение требований к кандидатам в сотрудники полиции могут привести к кадровому голоду во вновь создаваемой полиции. При этом отдельные бывшие сотрудники МВД, не прошедшие отбор, имеют риск испытать сложности при дальнейшей социальной адаптации.

Если предположить, что «Закон о полиции» будет реализован именно в том виде, в каком мы сейчас видим его проект, то картина вырисовывается нерадостная. Можно даже сказать, что Россия станет «полицейским государством», где граждане никак не защищены от собственной полиции. В таких условиях сам собой возникает вопрос, нужен ли россиянам этот новый закон? Остается надеяться, что спорные моменты законопроекта всё же будут прояснены в соответствии с Конституцией РФ и правами человека, а существующий законопроект – только «набросок», из которого будет выкристаллизовываться действительно разумный и нужный закон о модернизации правоохранительной системы.

А что Мы можем?

Законопроект активно обсуждается пользователями сети Интернет, на специальном сайте все желающие оставляют свои предложения по поправкам. Кроме того, уже предлагаются эпатажные акции, связанные с созданием полиции. 10 ноября – День милиции – сообщество предлагает отмечать не банкетами, а вывешиванием в окнах белой простыни в знак рождения новой, чистой милиции; также можно привязать к одежде или сумке цветной шнурок – символ того, что с прежней милицией и порядками, царящими в ней, пора завязывать. Возможно, авторы таких предложений видят в них единственный шанс привлечь внимание большей части общества к проблемам взаимоотношений гражданина и правоохранительных органов.

Так или иначе, массовое обсуждение законопроекта – это одна из первых попыток россиян оказывать влияние на реформы в стране. Среди высказываемых предложений есть и объективные, например, объединение «полиции» и ГИБДД для того, чтобы сократить штат сотрудников и повысить уровень подготовки.

Таким образом, проект закона «О полиции» не лишен недостатков, есть в нем и нарушения некоторых прав человека, но потребность в реформировании правоохранительной системы России – налицо, а значит, закон будет создан. Каким он будет – во многом зависит от нас, от инициативы, которую мы проявим при его обсуждении. А пока обсуждение продолжается, есть шанс внести свою лепту в формирование гражданского общества нашей страны, не ждать, пока все решат за нас.