…продолжается. С 1 июля доступ к региональным и муниципальным заказам открыт зарегистрированным и аккредитованным участникам электронных торгов. Сейчас региональные и муниципальные бюджетополучатели участвуют в этих аукционах на добровольных началах. В отличие от них федеральные заказчики отныне могут найти исполнителей только на электронных площадках – таково требование закона. Но с нового года обязанность размещать заказ в электронной форме распространится на областные и местные учреждения.

Хотя объём предлагаемой продукции пока небольшой, сомнений в перспективности нового рынка практически нет. Или подводные камни новации пока не видны?

Открытые аукционы на получение заказов, оплачиваемых из государственного или муниципального бюджета, проходят почти пять лет. Спасибо за это надо сказать законодателям, разработавшим и принявшим ФЗ № 94. Предприниматели заинтересованы в проводимых властью тендерах, так как, если деньги в бюджет заложены, это гарантия того, что предоставленные услуги, товар будут оплачены. Однако оценка действующей схемы «молотковых аукционов» неоднозначна. Дело в том, что фактор сговора при «традиционной процедуре» проведения торгов зачастую виден невооруженным взглядом. Предприниматели сетуют на то, что теряют время, деньги, нервы, а власть, расходующая таким образом «народные деньги», теряет авторитет не только среди бизнеса, но и в глазах всего населения. И, чем меньше населенный пункт, тем сложнее обеспечить конкуренцию между существующими на этой территории подрядчиками. К тому же у чиновников срабатывает стереотип: «Иван Иванович – мой друг, он не подведет, кроме него никто лучше договор не выполнит». А если Иван Иванович – не просто друг, еще и родственник, то как же не помочь хорошему человеку? Все это толкает чиновников на нарушение закона, на преступление. К сожалению, это достаточно распространенное мнение по поводу открытых аукционов, конкурсов, проводившихся в прежнем формате: со сдачей документов в бумажном виде, обязательным присутствием на них заказчиков и потенциальных исполнителей договоров, то есть торгов, проводившихся «глаза в глаза».

Может ли обеспечить защиту от злоупотреблений, сговора сторон электронный формат аукциона?

Антон Емельянов, генеральный директор ОАО «Единая электронная торговая площадка» (г. Москва): «Процедура электронного аукциона в новой редакции позволила решить две ключевые проблемы, порождавшие коррупцию в традиционных аукционах, –сговор заказчика и участника и сговор участников между собой. Все это обеспечивается за счет технологической процедуры анонимных торгов. Сейчас существуют четкие регламенты, единые для всех операторов, доступ к торгам максимально упрощен и затраты для участия минимальны – по сути, 2500 рублей на приобретение электронного ключа. При этом только на нашей площадке проведено уже свыше 18 000 торгов, что позволяет говорить не просто о потенциале схемы, а о том, что все это реально работает».

Василий Корнев, заместитель генерального директора ООО «Биржевые технологии Поволжья», аккредитованный преподаватель федеральных электронных площадок ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка» (г. Ульяновск): «Оператор электронной площадки обеспечивает конфиденциальность информации об участниках торгов. Технически это выглядит так: все заявки поступают к заказчику под номерами, и сведения о подавших их предпринимателях предоставляются только после окончания торговой сессии. Так что поводов для беспокойства я не вижу. Но если сомнения в честности сторон все же возникнут, отследить процедуру проведения аукциона намного проще, нежели «обычного» конкурса или аукциона. Для этого достаточно подать запрос оператору электронной площадки, который направит его заказчику. Тот, в свою очередь, обязан ответить в течение двух дней. Вместе с ответом участник получит и копию протокола. В случае выявления нарушений процедуры рассмотрения заявки, на претензии будет отвечать организатор торгов».

Электронные торги, по замыслу законодателей, благодаря максимальному отстранению от участия в процедуре посредников-организаторов конкурсов, обеспечивают объективность отбора подрядчиков, открытость самой процедуры аукциона и конкуренцию между предпринимателями.

Василий Корнев: «Критериями отбора, наряду с ценой, является и время подачи ценового предложения: чем раньше оно сделано участником, тем большая вероятность, что заказчик ознакомится с ним внимательно. Причиной отклонения заявки на участие в аукционе может быть низкое качество предоставляемой на аукцион документации; ее соответствие требованиям определяет заказчик при рассмотрении первых и вторых частей заявок. При этом составляется протокол, в котором все действия по рассмотрению заявки фиксируются документально. Поэтому, подав соответствующий запрос, участник торгов может выяснить в связи с чем его заявка была отклонена заказчиком».

Отсутствие границ рынка, имеющего электронный формат, позволяет участвовать в «соревновании бизнес – предложений» всем предпринимателям, вне зависимости от того, где находится их фирма – в Ульяновске или во Владивостоке.

Димитрий Кумунджиев, старший вице-президент Ульяновской торгово-промышленной палаты: «Электронный рынок ни захватить, ни поделить невозможно. Он абсолютно свободен. Это не означает, что на нем царит анархия. Территория без границ может существовать только при условии неукоснительного соблюдения законодательства, правил работы в электронном пространстве. Но возможности электронные аукционы открывают безграничные: в 2010 году в электронное пространство вышли федеральные и региональные заказы, с 2011-го там обязаны появиться и муниципальные заказы. И, кто первым поймет, насколько ему выгодно освоить бюджетные деньги, тот и окажется в лидерах».

В Ульяновской области система электронных торгов применяется с 2008 года. По сути дела, регион стал одной из пилотных площадок при запуске этого проекта. Узнать, по каким позициям и когда состоятся аукционы по государственным и муниципальным заказам нашего региона, можно с помощью сайта www.ul-goszak.ru.

Светлана Котова, генеральный директор ООО «Биржевые технологии Поволжья» (г.Ульяновск): «Тем, кто хотел бы узнать, что вообще торгуется на федеральных площадках, можно посоветовать познакомиться с ресурсом www.zakupki.gov.ru, информация на нем публикуется при подаче извещения заказчиком. Получить электронную программу, обеспечивающую доступ к базам данных федеральных электронных площадок до совершения операций, можно через их партнеров, в том числе через наш биржевой центр. Они выставляют позиции в день подачи извещения на проведение аукциона. Но так как не у всех предпринимателей есть возможность постоянно отслеживать предложения заказчиков, они могут заключить договор на обслуживание по интересующему их сегменту рынка с нашим Поволжским Биржевым центром».

Заинтересованность государственной, областной власти очевидна. Но «свой интерес» может быть и у электронных площадок. Их (площадок) пять. И «правила игры» для участников торгов отличаются!

Светлана Котова: «Действительно, у площадок есть организационные особенности. Кроме того, две из них (ММВБ и РТС) аукционы пока вообще не проводят. Как любой юридический документ, 94-й ФЗ, хотя и был принят в 2005 году, требует проверки на практике. Поэтому вполне возможно, что в законодательстве со временем появятся дополнения, изменения, которые унифицируют «правила игры». Наш биржевой центр (ООО «Биржевые технологии Поволжья»), к примеру, заключил партнёрские договоры с ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная площадка» и ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан». Специалисты ООО «БТП» не только прекрасно знают их правила (что подтверждено сертификатами, полученными по итогам семинаров-тренингов, которые проводили эти федеральные площадки), но и готовы сами обучить потенциальных участников торгов. Занятия проводятся на периодической основе, на нашем сайте опубликован календарь мероприятий. Так как желающих достаточно много, практически каждую неделю два дня мы посвящаем образовательной деятельности. Что же касается «своего интереса» у федеральных площадок, то он один – захватить как можно большую долю рынка, причем, рынка, эффективно действующего (вознаграждение организаторы аукциона получают, если сделка заключена). Но поскольку эта сфера услуг – такой же бизнес, как и другие, в отношении операторов электронных торгов действует законодательство о конкуренции. Оно препятствует возникновению монополии какой-либо из электронных площадок».

Но вернемся к лоббированию интересов чиновниками своих, «партнерских» компаний. Как известно, чтобы обеспечить победу в конкурсе, аукционе, достаточно объявить его в последний момент, а еще лучше оформить задним числом. Возможно ли такое при электронной торговле?

Василий Корнев: «Полностью исключить махинации сторон вряд ли возможно. На сайте госзакупок www.ul-goszak.ru можно познакомиться с реестром недобросовестных поставщиков. Информацией о нарушителях – заказчиках располагают проверяющие органы. Что касается оформления задним числом, то это полностью исключено».

Но негласная мудрость «битых жизнью» российских бизнесменов гласит: «С государством играй, но не заигрывайся!» Где гарантии того, что выполненный заказ будет полностью оплачен, и деньги придут на банковский счет в срок, обозначенный договором? И как государство, в свою очередь, защищается от срыва поставок, невыполнения обязательств бизнес – участником торгов?

Димитрий Кумунджиев: «Риск – благородное, но, действительно, не всегда оправданное дело. Однако на открытых электронных аукционах существует система страхования рисков. Согласно правилам, любая заявка со стороны участника должна быть обеспечена денежными или банковскими гарантиями. Сумма обеспечения составляет от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены контракта и определяется заказчиком. Деньги перечисляются на счет, открытый оператором. Транзакции по счету совершаются, если участник выиграл конкурс. В случае проигрыша средства в полном объёме возвращаются участнику размещения заказа».

Что касается защиты бизнесменов от нарушения сроков, объемов оплаты заказа со стороны государства, местной власти, здесь пока в законодательстве пробел. Хотя некоторые изменения, как выяснилось, уже практически готовы.

Димитрий Кумунджиев: «Чтобы мотивировать участие предпринимателей в электронных торгах, ТПП РФ неоднократно обращалась с предложением к власти: уменьшить размер предельного обеспечения заявки (согласно действующему законодательству заказчик может установить его величину вплоть до 5 % от начальной цены контракта). И вот, хорошая новость. На уровне федерального правительства одобрен законопроект, снижающий максимальный предел до 2%. Меньше залог – меньше средств придется предпринимателям изымать из оборота для участия в аукционе. Осталось дождаться принятие данного закона депутатами Госдумы».