Микропроцессор сэкономит локомотивам топливо
Автор: Дмитрий Попов
В эксплуатационное локомотивное депо Ульяновск после ремонта поступили магистральные локомотивы серии 2ТЭ10, оснащённые унифицированной микропроцессорной системой управления электропередачей тепловозов – УСТА.
Система управляет дизель-генераторной установкой и автоматически настраивает все параметры при смене режимов работы и подаче топлива.
Как рассказал заместитель начальника депо Ульяновск по эксплуатации Владимир Васильев, система УСТА обеспечивает более устойчивую работу дизель-генераторной установки, электроника контролирует параметры дизеля при переходных режимах и снижает расход топлива на локомотиве. К тому же микропроцессор автоматически регулирует настройки при смене позиций контроллера.
«Сокращается расход дизельного топлива при вождении поездов за счёт более точной настройки распределения усилий генератора и подачи топлива в форсунки дизеля. Даже при отключении одного из топливных насосов двигатель не теряет своей мощности», – говорит Владимир Васильев.
Раньше же все настройки дизель-генераторной установки регулировали в деповских условиях на реостатных испытаниях вручную. Параметры настройки сбивались в ходе эксплуатации, дизель работал на более высоких оборотах, а КПД установки снижался – расход дизельного топлива увеличивался, и приходилось снова загонять локомотив на реостатные испытания.
Теперь человеческий фактор исключён.
По словам начальника технического отдела Куйбышевской дирекции тяги Юрия Белого, раньше установкой системы занимались непосредственно разработчики – представители ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава «ВНИКТИ», а сегодня машины оборудуют специалисты ремонтного локомотивного депо Ульяновск-Центральный и передают их эксплуатационникам.
«Первые четыре двухсекционных локомотива были оборудованы системой УСТА в июне этого года, ещё шесть поступят в эксплуатационное депо до конца сентября», – говорит Юрий Белый.
Пока локомотивы только приступили к работе, поэтому говорить о реальной эффективности системы рано.
«Но в ходе эксплуатации тепловозов с УСТА мы готовим сравнительный анализ снижения затрат топлива на тягу поездов или на тонно-километровую работу. Ожидаемая экономия составит ориентировочно 120 тыс. руб. в год на один двухсекционный тепловоз. Сюда входят и стоимость работ на настройки при реостатных испытаниях, и техническое обслуживание, и само сэкономленное топливо. При этом гарантийный срок эксплуатации микропроцессора на тепловозах составляет три года», – отметил Владимир Васильев.