Накануне гастролей этого легендарного театра, которые состоятся 21-24 сентября в нашем городе, в Ульяновск приехали некоторые его артисты, чтобы дать пресс-конференцию для журналистов.
Прошедшим летом Малый театр совершил гастрольный тур, посвященный 65-летию Победы по волжским городам. Ульяновск не вошел в число счастливчиков, что показалось несправедливым губернатору Ульяновской области Сергею Морозову. И тогда он сам пригласил коллектив Малого театра в областной центр.
Событие для Ульяновска обещает стать выдающимся. Малый театр известен в мире своим трепетным отношением к русской классике. Здесь свято чтут традиции и высоко держат планку режиссерского и актерского мастерства.
К нам прибудут «великие старики» Малого – народные артисты Вячеслав Езепов и Борис Клюев, потрясающие театральные актрисы и кинозвезды – народные артистки Элина Быстрицкая и Ирина Муравьева. Пожалует и сам мэтр – художественный руководитель театра, народный артист, блистательный «адъютант Его превосходительства» Юрий Соломин.
До открытия собственного 255-го театрального сезона в Москве Малый театр на сцене Ульяновского областного театра драмы имени И.А. Гончарова покажет два своих лучших спектакля с декорациями и костюмами.
Аншлаговый спектакль «Тайны Мадридского двора», как рассказал режиссер, народный артист Владимир Бейлис, имеет необычную историю. Комедия Э. Скриба и Е. Легуве была поставлена в Малом театре в 1946 году. И она, уточнил Вячеслав Езепов, пользовалась невероятным успехом у зрителей, стосковавшихся после войны по искусству. Они штурмом брали театр, приходилось даже вызывать милицию. Спектакль сыграли три раза, как вышло известное постановление ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград». И «Тайны» предложили снять с репертуара.
Спустя десятилетия, в 1997 году, у Бейлиса возникла идея его восстановить. С тех пор уже 13 лет в Малом «Тайны Мадридского двора» востребованы у публики.
Уникален и другой гастрольный спектакль – «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому. К этой бессмертной пьесе в Малом театре обращаются каждые 10-15 лет и всякий раз находят в ней все новые и новые грани, делающие ее современной.
Интересно, что как-то спектакль смотрели депутаты Госдумы России. Зал хохотал от души: ситуации были узнаваемые. А потом избранники народа поинтересовались: «Неужели и вправду такое было?». Артисты адресовали их к первоисточнику.
На вопрос нашего корреспондента о том, как Малому театру удается избежать соблазна ставить классику в авангардном стиле, как это делают некоторые столичные театры, играя на низких интересах публики, Владимир Бейлис ответил:
– Мы считаем, что автор всегда первичен. Легче поставить спектакль, перевернув действие с ног на голову. Например, раздеть до гола короля Лира или посадить его на велосипед – этим мы занимались, самовыражаясь, когда были студентами. Гораздо сложнее делать спектакли образно и с современным звучанием, за что Малый театр называют иногда музеем. Но разве музей – это плохо?
Вячеслав Езепов по этому поводу вспомнил, что еще в 60-е годы ХХ века великий Георгий Товстоногов предупреждал об опасной тенденции, сложившейся на Западе, когда театры стремились эпатировать публику, делая это в ущерб высоким смыслам классики. К сожалению, он оказался прав.
– Мне кажется, – выразил надежду Езепов, – театр этим скоро переболеет.
Подводя итог разговору с журналистами, Борис Клюев отметил, что после развала СССР культурная политика государства была свернута. Театры замкнулись в себе, и каждый пытался выжить. Остановилась гастрольная деятельность. Более всего от этого пострадала провинция. Но без театрального искусства немыслима российская культура и российская нация. Приятно, добавил актер, что сейчас наметилась тенденция к возвращению к тому лучшему, что было.
В этом смысле примечательно, что Ульяновский театр драмы имени И.А. Гончарова готовится к ответным гастролям в Москве, в Государственном академическом Малом театре.