С 1 октября в работе Ульяновской таможни произойдут изменения. И весьма существенные. С этого времени в ведение наших таможенников попадут еще два региона – Пензенская область и Республика Мордовия. О подробностях нововведений нам рассказал начальник Ульяновской таможни Виктор ЛОГАЧЕВ

– Скажу сразу, участники внешнеторговой экономической деятельности Ульяновской области эти изменения не почувствуют. Более того, и в Мордовии, и в Пензенской области таможенные посты как были, так и остаются. Так что ездить к нам, чтобы оформить грузы, соседям не придется. Можно сказать, произойдет обычное перераспределение обязанностей внутри самого ведомства.

– Виктор Николаевич, тогда в чем суть реформы?

– Чтобы все было понятно, начну издалека. В 2005 году Федеральная таможенная служба России разработала новую «Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе». В конце этого же года ее одобрило правительство Российской Федерации и началось поэтапное развитие концепции. Сначала она затронула центральный регион страны -в основном, Москву. В чем ее смысл? Если ранее грузы, например, пришедшие из-за границы, оформлялись непосредственно в столице, то сейчас данная процедура проводится за пределами МКАДа. В дальнейшем планируется перенести таможенный контроль непосредственно на границу. Сами понимаете, это было сделано, чтобы хоть как-то разгрузить и без того задыхающуюся от пробок Москву. Второй этап реализации концепции затронул северо-западные регионы страны. Там ряд постов был расформирован, укрупнен и в настоящее время прорабатывается возможность создания так называемых сухих портов – крупных складов, где и будет проводиться оформление грузов.

– Теперь очередь дошла и до Приволжского федерального округа?

Совершенно верно. Здесь приняли решение поступить следующим образом: сократить количество таможен в регионах путем вливания меньших – по объему, товарообороту и т.д. – в большие. Например, к Нижегородской таможне присоединяется Чувашская, Марийская и Кировская таможни, к Пермской – Удмуртская, к Ульяновской – Мордовская и Пензенская. Понятно, что присоединение происходит по географическому принципу.

– Что повлияло на выбор именно Ульяновской таможни как «головной» для трех регионов?

– На это было три причины. Во-первых, по сравнению с соседями у нашей области большие объемы внешнеторговой экономической деятельности. И так было практически всегда. Во-вторых, в последние пять лет темпы развития экспертно-импортных операций в Ульяновской области превышают аналогичный показатель Пензенской области и Республики Мордовия. И в-третьих, свою роль в выборе сыграла портовая особая экономическая зона. Я бы даже сказал, что это самая весомая причина. Если по первым двум разница между тремя регионами чувствуется, но она не настолько большая, чтобы безоговорочно отдать «пальму первенства» Ульяновской области, то таких объектов, как ПОЭЗ, перспектива которой просто огромна, у соседей нет.

– И все-таки, приходилось ли убеждать руководство ФТС России сделать выбор в пользу Ульяновской области?

– Нет. В Москве решение принималось исключительно на основании данных о работе каждого таможенного органа. Единственное, что свои предложения по реформированию подавало Приволжское таможенное управление. Думаю, данное обстоятельство говорит о статусе Ульяновской области.

– Что изменится в работе Ульяновской таможни?

– Могу сказать, что просто работы станет больше. Какой? Организационной. Еще раз повторюсь, таможенные посты и в Мордовии, и в Пензенской области не исчезнут. За таможенным контролем груза не надо будет ехать в Ульяновск. А вот управленческие функции у нас прибавятся. Увеличится, например, внутренний документооборот.

– Соответственно будет увеличиваться и штат?

– Конечно. Набор в резерв уже идет. К тому же мы предложили сотрудникам Мордовской и Пензенской таможен, должности которых там сокращаются, рабочие места в Ульяновске. И что удивило, желающих переехать гораздо больше, чем мы предполагали. Уже 11 человек готовы поменять место жительства.

Виктор Николаевич, скажите, а сама Ульяновская таможня готова к реформированию?

– Мы сейчас предпринимаем титанические усилия для того, чтобы переходный период прошел безболезненно как для наших таможенников-соседей, так и для участников внешнеторговой деятельности. Главное, чтобы они не заметили для себя изменений в худшую сторону. А так мы готовы. Ведь особых новых функций у нас не прибавится. Увеличится количество работы. Для нашего правового отдела, кадровой службы, бухгалтерии в первую очередь.

– В этом году изменения в работе службы уже происходили. Я имею в виду вступление в силу Таможенного союза. Наверняка полученный опыт поможет и сейчас?

– Трудно сказать, не все еще сделано для того, чтобы союз заработал в полную силу. Но, например, жесткие сроки оформления грузов – а это не более четырех часов – выполняем уже сейчас.

– Виктор Николаевич, вы упомянули про высокие темпы развития внешнеэкономических связей региона. Как это выглядит в цифрах?

– Много цифр называть не стану, скажу только одно: за восемь месяцев этого года в бюджет перечислено 1,5 миллиарда рублей таможенных платежей. За весь прошлый год эта сумма составила 1,7 миллиарда. Рост заметный. Кстати, впервые в истории Ульяновской таможни миллиардный рубеж мы прошли уже в мае.

– А что касается ПОЭЗ, раз она повлияла на решение ФТС России в пользу Ульяновской области, может ли это говорить о ее скором начале работы? Ведь тогда и у таможни появится еще больше работы.

– Когда определятся основные резиденты портовой особой экономической зоны, когда будет создана ее инфраструктура, появятся склады, коммуникации, тогда у нас появится повод для создания специализированного подразделения для оформления таможенных грузов непосредственно на месте. Мы уже отправили в Москву предложения по штатной численности, изменениям в структуре подразделений. В каком виде они реализуются, будет зависеть от масштабов зоны. Ульяновская таможня ждет этого момента и готовится.

Телефон доверия Ульяновской таможни: (8422) 40-70-27.

Материал печатается в газете на коммерческой основе