Была сегодня на мегаферме “Октябрьская”. Смотрела на “голодающих умирающих” коров. На “туберкулезные останки” которые лежат на свалке.

Что я скажу? Сенсации не вышло. Ехала за разгромным материалом, а вышла просто статья, про которую сказали – а че все всполошились то?

Коровы живы (в количестве, как нам сказали, более 3200 штук) и вполне упитаны.

Подозрение, что все не так, как расписывают коллеги с известного скандального портала, было изначально.

1. Ну если логически подумать – будет ли крупная ферма отрезать головы заболевшим коровам и вывозить на стихийную свалку, расположенную в нескольких сотнях метров, Когда у них есть свои ямы Беккери? Какой смысл так рисковать?

2. В комментах тут говорилось о том, что инвесторы срубили федеральные кредиты и решили все развалить. А смысл? Кредиты надо отдавать. Инвесторы – не какая-то шарашкина контора, а крупный холдинг, у которого 10 подобных ферм. Развалится одна – за долги возьмут другую. Тем более что бюджетных денег туда, как мне сказали, НЕ вкладывали. Кроме субсидий на корм и прочее, которые положены всем ульяновским сельхозпроизводителям.

3. Если уж на то пошло, то, взявши кредит, можно было бы не “морозить коров”, как пишет портал, не ждать, пока они сдохнут от туберкулеза или голода, а прирезать и продать их на мясо. Больше прибыли бы было. И уж тем более не вывозить на свалки, отпиливая у них зачем-то головы.

В общем, ИМХО, очередной способ “ущипнуть” Морозова. Мол, вот куда идут народные деньги. Разбираться то все равно никто не будет. Скандал уже идет по всей стране. Люди жалеют бедных коровок, проклинают варягов-инвесторов и власти вместе с ними.

На одном из самых больших «молочных» предприятий Ульяновской области – мегаферме «Октябрьская» – карантин из-за подозрения на туберкулез. Громкий инвестпроект обернулся миллионными убытками.

Предприятие с помпой открыли в октябре 2008 года. В презентации приняли участие первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков и министр сельского хозяйства страны Алексей Гордеев. В гостевой книге мегафермы Зубков выразил свои впечатления: «Очень хороший проект, будущее молочного животноводства РФ рождается здесь». И посоветовал другим регионам перенимать опыт ульяновцев.

Инвесторы – руководство холдинга «Красный Восток-Агро» – озвучили «планов громадье»: за три года в проект планировалось вложить три миллиарда рублей, создать 165 рабочих мест со средней зарплатой в 12 тысяч рублей (для ульяновской глубинки – приличная сумма). На мегаферму завезли коров известной голштино – фризской породы. За два года стадо на здесь увеличилось в два раза – с полутора тысяч 3285 голов. Предприятие, как и все другие ульяновские сельхозпроизводители, получало из бюджета субсидии на корм и другие нужды, предусмотренные властями.

Но в апреле нынешнего года пришла беда: во время плановой проверки животных на туберкулез у нескольких животных обнаружилась положительная проба. На мегаферме объявили карантин. Пришлось забить 129 «положительных» породистых коров. Проведенная экспертиза показала, что у одного животного было подозрение на слабую форму туберкулеза. Остальные, как говорят сами работники фермы, только «отреагировали» – для того, чтобы определить, заболеет ли корова, или нет, нужно было выждать три-четыре месяца.

Новость о том, что на крупнейшей в регионе молочной ферме нашли туберкулез, переполошила ульяновцев. Информация прошла на одном из местных порталов. Фоторепортаж говорил громче слов: на окнах коровников вместо стекол была оборванная пленка, рядом с мегафермой обнаружился неогороженный скотомогильник, а на близлежащий стихийной свалке нашли незахороненные черепа коров. Для региона, где уже четыре года не было ни одной положительной пробу на туберкулез, это из ряда вон выходящее событие.

– Действительно, мы закрываем окна коровников на зиму двойным слоем полиэтилена, – рассказал главный ветврач управляющей компании «Красный Восток-Агро» Ильдар Сулейманов. – Это проверенный европейский способ. На лето пленку убираем – чтобы в коровниках был свежий воздух. Животные хорошо выдерживают низкие температуры – например, если на улице минус 40, то в коровнике – около минус 15-17 градусов. Для коровы это допустимо.

Впрочем, не исключено, что именно этот «европейский способ» сыграл с инвесторами злую шутку. Прошлая зима в Ульяновской области была лютой, у коров из-за непривычно долгого холода мог снизиться иммунитет. И оттого реакция на туберкулиновую пробу оказалась положительной.

– Кстати, это совершенно не говорит о том, что коровы больны туберкулезом, – комментирует главный ветинспектор Ульяновской области Нина Пелевина. – Положительной проба могла оказаться из-за того, что животное съело определенную пищу, либо, возможно, у него было простудное заболевание. Так же, как у детей – если реакция Манту положительная, то это не значит, что ребенок болен туберкулезом.

На мегаферме пояснили, что к останкам на стихийной свалке предприятие не имеет никакого отношения. Это же подтвердил и главный ветврач Чердаклинского района Сергей Шоболев. По его словам, черепа животных, скорее всего, – отходы от небольшого мясного производства, хозяева которого решили сэкономить денег и не захоранивать, как положено, их в ямах Беккере. Ветеринары взяли экспресс-пробы на наличие инфекций в останках – никакой заразы в них найдено не было. В ближайшее время глава местного муниципалитета должен эту свалку ликвидировать. Тех, кто сбрасывал сюда черепа коров, ищет милиция.

А вот скотомогильники и правда принадлежат «Октябрьской», в ближайшие дни их обещали «довести до ума» окончательно. Животных, у которых была положительная проба, в них не захоранивали – только тех, кто укладывался в рамка «падежа скота».

– Как правило, падеж скота имеется на любой ферме и мегаферме. На мегафермах агрохолдинга «Красный Восток» этот показатель составляет менее 0,5 процента – это гораздо ниже среднестатистической цифры, – пояснили в компании.

А куда же пошло мясо и молоко от «подозрительных» коров?

– Всех животных забили на Елабужском мясокомбинате в Татарстане; там же их мясо, после обследования, пустили в переработку. Санитарные нормы и правила это допускают – продукт прошел автоклавную обработку, при высокой температуре. Мясо пошло на тушенку – оно абсолютно безопасно для употребления. А молоко отправили в Башкирию, на комбинат, где их него, после пастеризации сделали сухой, также безопасный, продукт, – пояснил Сулейманов. – Туши же зараженных животных обычно даже не захоранивают, а сжигают.

Сколько продлится карантин на мегафеме – никому не известно. Каждый 45 дней здесь теперь делают пробы у каждого животного. Четвертая выявила еще 18 коров с положительной реакцией. Их тоже отправят на мясокомбинат. Так будет до тех пор, пока у коров не будет подряд двух отрицательных реакций. По словам самих работников, если бы ферма была маленькой, определить и изолировать «подозрительных» животных было бы намного легче.

Пока же инвесторы подсчитывают убытки. Только на дезинфекционные средства они потратили миллион рублей. А если учесть, что стоимость одной породистой коровы – от 90 до 110 тысяч рублей, «эпидемия» обойдется мегафермерам в копеечку.

Кстати

Недавно в некоторых СМИ прошла информация о возможном банкротстве холдинга «Красный Восток-Агро».

Вот что ответили корреспонденту «РГ» в компании:

– К сожалению, имеют место подозрения на рейдерские действия, направленные против компании «КВ Агро». ОАО «Красный Восток-Агро» уже направило заявление в правоохранительные органы относительно решения данного вопроса. Агрохолдинг «Красный Восток» успешно ведет свою деятельность уже на протяжении семи лет. В планах компании дальнейшее развитие молочного животноводства как в республике Татарстан, так и в России. В том числе и дальнейшее развитие мегафермы «Октябрьская», доведении ее до проектной мощности – 7800 голов. Поэтому ни о каком закрытии речи не идет.