Подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, миллиметровые томики Пушкина, Шекспира – на какие только чудеса не способны руки человека!
Автор микропроизведений – омич Анатолий Коненко. Экспозицию в Мемцентре мастер открывал лично, и любой желающий мог пообщаться с современным Левшой. Анатолий почти тридцать лет занимается микроминиатюрами. Сначала изобрел и освоил технологии письма на рисовых и маковых зернышках, затем на человеческом волосе. Постепенно перешел к живописи, графике, скульптуре, резьбе по кости, ювелирному и токарному направлениям, вышивке, вязанию, пэчворку. Все с приставкой “микро”. В последнее время мастер работает вместе с сыном.
– Наука и техника на сегодняшний день немыслимы без микроэлектроники и новых разработок, – говорит Коненко. – Время потребовало, чтобы и в области искусства человеческое сознание соприкоснулось с микроуровнем.
Шедевры сибирского художника заказывают коллекционеры разных стран мира. Для девяти знатоков искусства Коненко изготовил самые маленькие в мире экслибрисы 0,5×0,7 мм. У президентов России, Белоруссии, Ко- реи, Словакии так- же имеются микрокомпозиции сибиряка. Жизнь Анатолия богата на встречи с известными людьми. Увы, кто-то уже ушел из жизни, но остался в микропортретах – офтальмолога Святослава Федорова автор изобразил на искусственном хрусталике глаза.
Наиболее широко омский мастер проявил себя в создании миниатюрных книг – в этом виде искусства Коненко и художник, и дизайнер, и гравер, и переплетчик. Им создано более двухсот крохотных изданий. Выход каждого в свет – событие для всего мира. В 1997 году Анатолий Коненко издал тиражную микрокнигу Антона Чехова “Хамелеон” размером 0,9×0,9 миллиметров. По всем параметрам – размер, количество листов, иллюстраций, строк и букв на странице – она превзошла “коллегу” из Шотландии, изданную в 1986 году. В 2002 году микро-“Хамелеон” был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. А спустя четыре года Анатолий Иванович разместил в книге 0,8х0,8 миллиметров 13 алфавитов народов мира.
Для самосовершенствования Коненко рисует “невозможные фигуры”, это один из видов оптических иллюзий:
– Впервые узнал о них в 1991 году, купив книгу Оскара Ройтерсверда. Все время пытался что-нибудь рисовать, придумывая новую “невозможную фигуру”. Можно часами придумывать все новые и новые композиции. Погружаешься в мир созидания невозможного. Безусловно, знание законов симметрии, кристаллографии играет здесь не последнюю роль. “Невозможные объекты” заставляют разум сначала увидеть то, чего по привычным меркам быть не должно, затем искать ответ – в чем скрыта “изюминка” парадокса. А ответ заключен в оптическом, психологическом и логическом восприятии рисунков.
Вот такой необычный человек побывал в нашем городе.
Работы Анатолия Коненко можно увидеть до 17 октября в музее-мемориале В.И. Ленина.
Татьяна КРАВЦОВА.