В начале сентября «Жилстройсервис» разложил в почтовые ящики предварительные счета на оплату, в которых компания подробно расшифровала содержание строки «плата за содержание и ремонт». Вместо одной строчки появились целых 20! Теперь большинство жителей нового города могут узнать стоимость отдельных, входящих в «содержание и ремонт», работ. Хорошее дело!

ИСТОРИЯ «ВОПРОСА»

О том, что в соседних городах подробные счета существуют давно, я писал больше двух лет назад (мне тогда привезли счет из Казани). Больше того, мои коллеги – журналисты из других газет также неоднократно говорили о необходимости сделать «прозрачным» «содержание и ремонт». Потому что собственники имеет право знать – на что тратятся его деньги. Нашими оппонентами чаще всего выступали сотрудники ООО «РИЦ», в разное время возражавшие, что, мол, подробная форма счета не предусмотрена законодательством; или, что собственников устраивает та квитанция, которую они получают. Позже прозвучали другие аргументы: если собственники решат на собрании, что им нужен расширенный счет, тогда, мол, управляющие компании его и сделают.

Правда, все же нашлись немногочисленные ТСЖ и УК, которые по собственной инициативе указывали в счетах подробный список услуг, оплачиваемых по строке «содержание и ремонт». Однако, некоторые из них, спустя некоторое время ВЕРНУЛИСЬ к одной строке: управленцы не выдержали придирчивости некоторых, особо дотошных, как они говорят, собственников.

ИСТОРИЯ «ОТВЕТА»

Итак, получив депутатский мандат, я предпринял попытку «добить тему». Тем более, было интересно опробовать эффективность «механизма» власти. Решение проблемы, как мне казалось, выеденного яйца не стоит…

2 АПРЕЛЯ внес это предложение на заседании либерально-консервативного клуба регионального отделения «Единой России». (http://antontsev.livejournal.com/15113.html) Результат – нулевой.

20 АПРЕЛЯ предложил рассмотреть этот вопрос на гордуме. (http://antontsev.livejournal.com/18028.html) Итог – вопрос в планы думы не включили. (http://antontsev.livejournal.com/18235.html)

21 МАЯ повторяю попытку включения вопроса в план работы гордумы. Вопрос появляется в планах комиссии по ЖКХ на сентябрь.

18 МАЯ на встрече губернатора с представителями регионального отделения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, Сергей Морозов поддержал предложение (http://antontsev.livejournal.com/18619.html), и пообещал подписать постановление о единой форме платежного документа (http://antontsev.livejournal.com/18775.html). Подготовка формы счета была поручена ООО «РИЦ».

После этого было несколько совещаний, я раздавал и рассылал по электронной почте копии казанских и питерских счетов. Итог не впечатлил: форма счета, утвержденная июльским приказом Минстроя, мало чем отличалась от давно существующего. Разве что некоторые формальные данные рекомендовалось указать чуть подробнее.

Тем не менее, форма, разработанная ООО «РИЦ» в процессе подготовки приказа, стала жить своей жизнью, и в начале сентября жители нового города получили новые счета.

22 СЕНТЯБРЯ состоялось заседание комиссии гордумы по реформе ЖКХ. Мои предложения к заседанию здесь (http://antontsev.livejournal.com/32154.html). Плюс подготовил обращение к собственникам, руководителям УК, ТСЖ и ЖСК, которое на комиссии решено взять за основу…

На комиссии председатель комитета ЖКХиЭ Владимир Егоров, сообщил, что 44 управляющие компании уже обратились в «РИЦ» с просьбой сделать «расшифровку». Михаил Сычев, директор Заволжской домоуправляющей компании, исполнительный директор в ДуКах Ленинского, Железнодорожного и Засвияжского районов, советник мэра по ЖКХ заявил, что во всех ДуКах принимается квитанция, предложенная РИЦ: «Нас она устраивает».

Заседание гордумы, на котором будет рассмотрено решение комиссии, состоится 29 сентября. Хотя результат – новый счет – появился намного раньше думского заключения.

Итого – без малого ПОЛГОДА (!).

Чья шестеренка в «механизме» власти оказалась круче?..

СЧЕТ ЗАРАБОТАЛ

Сразу после появления нового счета пошла реакция. Люди звонят – расспрашивают, уточняют, задают вопросы.

Пишут в ЖЖ: «Благодарность за развернутые квитки по оплате. Вот только бы еще научил кто-нибудь правильности их составления. В моем случае «остаток на конец июля» – 800 руб. В предыдущей квитанции, «долг на начало августа» -1450 руб. В последней 800 рублей – это та самая не оплаченная мной корректировка ХВС и Кан. А вот добавленные 650 рублей? Тоже корректировка? Так напишите в квитке». (http://antontsev.livejournal.com/32863.html).

Присылают письма по электронной почте: «Вы, наверное, знаете о существовании Регионального информационного центра (РИЦ)? Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу работы данного учреждения. В графе оплаты за ЖКУ есть забавная строчка «Услуга РИЦ» и как известно стоит она целых 94 копейки с кв. метра приватизированного жилья. Помимо всего прочего в данной квитанции есть еще куча строчек мифических услуг и определений порой дублирующих друг друга. Например, «Содержание систем электроснабжения» и совсем призрачное «Электроизмерение», «Ремонт многоквартирного дома» и «Строительные мероприятия». Ну и как всегда произведены неведомые мифические доначисления, за которые я никогда не плачу и они сами собой потом растворяются в квитанциях за оплату или отменяются решениями суда. За что берется плата РИЦ? За то чтобы простоять в очереди час – полтора? Совершенно ужасно, что закрылись кассы «Ульяновскэнерго», и платить теперь нужно в окошко РИЦ. Лично для меня это неудобно. В этих кассах не было никогда очереди, и находилась она этажом выше».

ЛУЧШЕ ПОЗДНО?..

Вроде, сдвинулось дело с мертвой точки. Но, честно говоря, какая-то усталость внутри…

Больше двух (впрочем, вспомнив свои телепрограммы об этом, уточняю – больше ТРЕХ лет) при каждой удобной возможности убеждать и доказывать: собственник ИМЕЕТ ПРАВО и ДОЛЖЕН знать, за что и сколько платит. ПОКАЖИТЕ собственнику перечень услуг не только в договорах (потому что их заключило меньшинство), и не в срываемых тотчас объявлениях в подъездах!

Да, будут вопросы у горожан. Они уже появились, и это ПРАВИЛЬНО!

Но разве нормально, что на ЭТИ отвечать будут не в самом начале реформирования ЖКХ, как это должно было быть?..

Ведь – МЕЛОЧЬ…

ВОЗВРАЩАЯСЬ В БУДУЩЕЕ

Впереди – принятие тарифов на 2011 год. И одновременно с вопросом расшифровки «содержания и ремонт» я предлагал рассмотреть на думе вопрос «О прогнозах увеличения тарифов на теплоснабжение, содержание и ремонт жилья». Предлагал сделать это в ИЮЛЕ-АВГУСТЕ, зная, что, как всегда, повышение тарифов грянет внезапно. Больше того. Нужно учесть, что ждут своего часа повышенные нормативы на отопление (утвержденные на 2010 года, но «замороженные» в конце 2009 года до 1 января 2011 года)…

Если в очередной раз нормативы не «заморозят», то с января 2011 года норматив на отопление одноэтажек увеличится в среднем (норматив рассчитан для деревянных, кирпичных, монолитных, панельных и т.д. стен) на 59%. Для 9-этажек – на 15%.

Если ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что тариф на ОТОПЛЕНИЕ на 2011 год увеличится на 10%, то для жителей 9-этажек плата за отопление в 2011 году увеличится в среднем на 26%, для пятиэтажных домов – на 24%, одноэтажных – 73%.

Далее. В 2011 году значительно вырастут СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ с заработной платы. Некоторые УК уже рассчитывают стоимость «содержания и ремонта» с учетом этих, возросших отчислений и выходят на приблизительный (но необходимый) рост в 24 и более процентов! И так далее, как снежный ком. В сумме – совсем не привычные ульяновцам ежегодные повышения на 20%…

На следующей неделе снова возьмусь за апробирование «механизма»…