В указах президента России о праздновании юбилеев И.А.Гончарова, и особенно Н.М.Карамзина, в 2012 и 2016 годах соответственно, иные наши обозреватели увидели идеологические предпочтения нынешнего Кремля. Мол, взгляды консерватора и цензора И.А.Гончарова, государственника и официального историографа Н.М.Карамзина близки нынешней власти. Поэтому их юбилеям придается такое большое значение, в то время как юбилей поэта М.Ю.Лермонтова в 2014 году на федеральном уровне отмечать пока не планируется. Михаил Лермонтов якобы «провинился» перед верхами общества не только своего времени, но и сегодняшними, своей оппозиционностью и бунтарством.

Действительно, в стихах Лермонтова можно найти много строк полных горячих упреков в адрес власть предержащих. Самые известные, конечно, в стихотворении «Смерть поэта»:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред Вами суд и правда – все молчи!

Однако именно в этом стихотворении Лермонтов явно отделяет трон – высшую власть от придворной камарильи, которая «жадной толпой» стоит у его подножья. Нетрудно заметить, что в этом своем подходе Лермонтов совпадает и с Гончаровым, и с Карамзиным, которые также различают государственную власть от облепивших ее придворных мздоимцев. В этом они как раз союзники, но судьба у каждого была своя.

Юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова, конечно же, должен праздноваться никак не менее широко, чем наших великих земляков. Есть еще время понять это и принять соответствующие решения. Но причина такого беспамятства нашей власти, думается, имеет другие и более глубокие корни. Она ведь и юбилей великого Гоголя умудрилась не заметить, и бесчисленные напоминания наших известнейших литературоведов, о чем рассказал Игорь Золотусский, не помогли. История России, и ее литературы, для многих сегодняшних царедворцев не интересна, а может быть, они ее даже боятся, ибо она, что называется, «непредсказуема».

Юбилей Лермонтова мы все равно отметим, как отметили юбилей Гоголя. И может быть, поймем, что гений Лермонтова много больше его «бунтарских» строк, много глубже, чем мы о нем думаем. «Смерть поэта» – это великие лермонтовские строки, но ведь у него есть и другие, не менее великие:

Предсказание

«Предсказание»

Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь, и пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать, и станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек: в тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь – и поймешь, зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! – твой плач, твой стон ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом.

1830 год.

Тем, кто думает, что все это давно уже в прошлом, напомню слова одного из самых осведомленных людей, во всяком случае в России, – Владимира Путина, сказанные им во время предвыборной кампании в 2007 году, которая всегда является наиболее откровенным временем: «НИЧТО НЕ ПРЕДРЕШЕНО…»

Виктор Каменев