Корреспондент «КЖ» провел один рабочий день с дорожным мастером

Рабочий день дорожного мастера Ульяновской дистанции пут Валентина Лысова начинается в 6 утра. С планерки у начальника дистанции, где он получает задание на предстоящий день. Сегодня у Лысова – смена шпал, одиночные замены бруса на стрелочном переводе, установка стыковых болтов на втором пути и выправка пути на 888-м км.

Мы идем на пост ЭЦ, где нужно внести в журнал дежурного по станции необходимые записи о предстоящих работах. За Лысовым поспеваю с трудом, несмотря на собственную, довольно-таки приличную скорость при ходьбе.

– У путейцев более 200 наименований работ, которые они должны выполнять, – бросает он мне на ходу, – это и крепление болтов, и смена шпал, и смазка болтов, и выправка пути, и прополка травы. Работы – непочатый край. Если бы пути не было – не было бы никаких служб на дороге, а значит, путевое хозяйство – самое основное. Ведь все начинается с пути, не так ли?

С такими аргументами не поспоришь, а Лысов, дождавшись моего утвердительного ответа, продолжает:

– Вверенный мне восьмой околоток укомплектован на 75 процентов, и составляет 23 человека. Целый год мы работали вдвое меньшим составом. Теперь нам по силам выполнить любые поставленные задачи и, прежде всего, довести балльность пути до требования начальника дороги. Нужно успеть до зимы заменить максимальное количество шпал. На сегодняшний день мы обновили 9,5 тысячи шпал, до морозов нужно заменить еще 2,5 тысячи. Нам бы еще обновить инструменты: домкраты, рихтовщики – и тогда мы горы можем свернуть!

За хозяйством – глаз да глаз

На посту ЭЦ Лысова дожидается монтер пути Юрий Казаков, которому в составе трех путейцев предстоят работы по установке стыковых болтов на втором пути.

– Аккуратнее работайте, соблюдайте технику безопасности, – по-отечески напутствует молодого путейца Валентин Викторович. – Я скоро буду.

Но сначала дорожный мастер спешит в четную горловину, где будут проводиться работы по смене одиночного бруса. Раньше эти работы проводились без закрытия, сейчас, согласно новым требованиям, на них предоставляется «окно».

– Железная дорога расхлябанности не терпит, поэтому везде должен быть порядок, – по-хозяйски рассуждает Лысов и подводит меня к груде металла, аккуратно сложенного горкой и огороженного сеткой – рабицей. – Это металл, оставшийся после выполненных работ, а сетку я сам купил, чтобы предотвратить хищения, ведь бесхозный металл привлекает воров. Мне советовали спрятать все за табельной, чтобы в глаза не бросалось, но ведь тогда и воровать будет легче.

Обознались

Чрезмерная забота дорожного мастера едва не сыграла с ним злую шутку. Случилось это совсем недавно, когда в выходные Лысов возвращался с супругой из деревни.

Неожиданно ему позвонили и сообщили, что на его участке готовят к хищению партию металла. Валентин Викторович едва дождался прибытия поезда на станцию Ульяновск-Центральный и, бросив жену, помчался к четной горловине. Подбежал к металлу и … тут же был схвачен под белы рученьки доблестными сотрудниками линейного отдела милиции.

Те долго еще не могли понять, что находившийся перед ними беспокойный человек в белой рубашке не нарушитель, а дорожный мастер этого околотка.

Брус на брус не приходится

Мы подходим к бригаде Артема Кругликова, которой на сегодняшний день предстояло заменить восемь старогодних брусьев. Путейцы уже приступили к работам, выставив впереди красный щит, сигнализирующий о начале производимых работ. Лысов критически смотрит на работающих путейцев:

– Нужно сначала закончить с одним брусом, а потом уже переходить на следующий. Заверните его как следует, закрепите – последовательность должна быть.

Валентин Викторович, вооружившись инструментом, наглядно демонстрирует сказанное.

– Теперь нужно бежать на второй путь, – повернулся он ко мне, – проверить, как идут дела у другой бригады.

Вприпрыжку мы спешим в сторону вокзала.

– Сегодня надо заменить восемь брусьев, установить 100 стыковых болтов, а также приступить к устранению замечания в ходе осеннего комиссионного осмотра –выправке пути на 888-м км. А вечером вновь планерка, где мне держать отчет о проделанной работе.

Экспресс-тест от Лысова

Едва поспевая за дорожным мастером, я не переставал удивляться, что он долгое время не хотел быть железнодорожником. Преуспев в спортивной деятельности (Лысов имеет несколько разрядов по различным видам спорта – авт.), Валентин Викторович мечтал быть учителем физкультуры, но, поддавшись на уговоры земляка -односельчанина неожиданно подал документы в Ульяновский железнодорожный техникум.

Но тяга к спорту пригодилась в нелегкой работе путевого хозяйства, где в должности дорожного мастера Лысов работает почти 20 лет. И как работает! Благодаря непоседливому характеру он держит в форме путейцев и сохраняет хорошую балльность на своем околотке.

А сам дорожный мастер был недавно удостоен наивысшей награды отрасли – знака «Почетный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги».

Зная не понаслышке, что в рабочем кабинете Валентина Лысова всегда лежит двухпудовая гиря, с помощью которой он проверяет на прочность молодых путейцев, интересуюсь, остался ли он верен своей традиции.

– Для поддержания формы гирей «балуюсь», – ответил Валентин Викторович, – а вот молодым путейцам предлагать ее почти перестал. Уж слишком маловато среди них стало крепких парней. И физически, и духом.

Автор: Александр Савенков