Как уже сообщал “Полит.ру”, 23 сентября 2010 года ОАО «Изотоп» и канадская компания MDS Nordion заключили генеральное соглашение о стратегическом сотрудничестве. В соответствии с соглашением, MDS Nordion станет эксклюзивным поставщиком молибдена-99 российского производства на мировой рынок. Поставки начнутся предположительно в первой половине 2011 года, объем поставляемого изотопа будет наращиваться постепенно.

Госкорпорация «Росатом» выбрала компанию Nordion своим стратегическим партнёром по продвижению изотопной продукции на глобальный рынок, поскольку эта компания обладает большим опытом в реализации подобных проектов. В рамках заключенного между Nordion и ОАО «Изотоп» долгосрочного стратегического соглашения подразумевается возможность поставки не только молибдена-99, но и других изотопов, производимых предприятиями Госкорпорации «Росатом». В срок до одного года ОАО «Изотоп» и MDS Nordion планируют создать совместное предприятие для работы на мировом рынке высокотехнологичных продуктов для ядерной медицины.

“Вопрос поставки молибдена значительно ограничил проведение радиоизотопных исследований в клиниках всего мира”, – считает Владимир Сергиенко, профессор, заведующий отделом радионуклидной диагностики ФГУ РКНПК Минздравсоцразвития России. “Молибден нужен, прежде всего, для производства технеция-99 – это основной препарат для радиоизотопного диагностического исследования. 90 процентов радиозотопных лабораторий в мире работают с технецием. На его основе изготавливают радиофарм препараты для исследования практически всех функций и органов. Поэтому вопрос этот крайне актуален и в этом плане Росатом должен и обязан своевременно выйти на рынок с собственным молибденом, поскольку открыта ниша и эта ниша должна быть заполнена. Поэтому, если Росатом нормально и быстро отработает поставки отечественного молибдена, в любом случае, даже если Nordion снова заработает, а он заработает точно, судя по практике таких ситуаций, 20 процентов рынка все равно должно остаться. Так во всем мире: когда фирма выходит на рынок и забирает какую-то часть рынка, то, в любом случае, она цепляется за этот рынок”, – пояснил он.

“Поэтому, чем больше мы сейчас сделаем молибдена, чем чище и лучше будут наши поставки, то, возможно, что мы очень неплохо закрепимся на европейском рынке”, – отметил Сергиенко. “Поэтому все эти действия приветствую и поддерживаю. Только это все должно быть сделано не по-советски, а по нормальным коммерческим правилам. Единственное, нужно простимулировать производство молибдена в Димитровограде и не распыляться ни на какие другие программы, а сделать производство молибдена основной задачей. Это не значит, что нужно ограничивать производство 131 йода, это тоже важно”, – добавил он.

“Резюмируя, могу сказать, что это важный шаг, который можно приветствовать”, – заключил эксперт.