Нынешний Комсомольский переулок, ведущий к Центральному рынку, в старом Симбирске именовался Овражным. Дело в том, что он упирался в дамбу через огромный зловонный овраг речки Симбирки, нещадно загаженный горожанами. Эта дамба была устроена после пожара 1864 года «для более удобного соединения частей города… через овраг речки Симбирки, из Панской улицы на Ярмарочную площадь». Панская улица – нынешняя Энгельса, ну а расположение дамбы до сих пор увековечено в названии трамвайной остановки. Дамба именовалась «Новой» в отличие от «Старой» на Дворцовой улице (нынешнее пространство между оврагами на улице Карла Маркса).
Однако Новая дамба (или Новый мост) мало влияла на «старые» нравы обитателей оврага. Санитарная комиссия в 1885 году отмечала: «Овраг этот служит громадным резервуаром для свалки навоза почти со всего города и постоянным отхожим местом для жителей тех домов, дворы которых расположены по сторонам его.
Этот овраг составляет одну из главных причин той огромной болезненности и смертности, которыми отличается Симбирск». Переулок тоже был грязным до безобразия и, выражаясь современным языком, весьма криминогенным. Вечерами одиноким прохожим опасно было прогуливаться по Овражному переулочку. Велик был риск повстречать компанию «темных личностей» и навеки распрощаться со своим кошельком. А овраг Симбирки давал злоумышленникам реальные шансы уйти от преследования полиции. И название «переулок Овражный», можно сказать, было нарицательным и воспринималось симбирянами однозначно отрицательно.
После кончины осенью 1910 года Льва Толстого у прогрессивно настроенных гласных Городской Думы родилась идея увековечить имя Льва Николаевича в Симбирске. И не придумали ничего лучше, как предложить летом 1913 года назвать в его честь Овражный переулок. Но затея с треском провалилась. А некий журналист газеты «Симбирянин» в номере от 25 июня 1913 года все ехидничал: «Интересно знать, кому же таким переименованием оказывается честь: «великого писателя земли Русской» памяти или зловонному и грязному Овражному переулку и его продолжению – Новому мосту? Говорят, сильные жары понижают мыслительные способности…».
Видимо, последнее предположение и повлияло на то, что великая и незаслуженная честь переулку оказана не была. Так он и оставался Овражным до 1933 года. К тому времени речку Симбирку спрятали в коллектор, укрепили дамбу, наладили первую линию канализации, и присвоение переулку и дамбе названия «Комсомольская улица» не встретило нареканий. Тем более что в угловом доме на пересечении переулка с улицей Энгельса находится дом, в котором в 1919-1924 годах размещался губернский комитет комсомола. Комсомольская улица на карте Ульяновска просуществовала до 1958 года, когда ее «разжаловали» в одноименный переулок.
Впрочем, про Льва Толстого советские власти тоже не забыли. Имя графа-литератора получила еще раньше, в ноябре 1918 года, и до сих пор носит бывшая Покровская улица.