Билеты дорожают, сервиса становится меньше
Вот и закончилась пора отпусков. Давненько я не трясся в поездах южного направления, возможно, поэтому от воспоминаний не могу избавиться. А возможно, и потому, что жара этим летом стояла адская. А в поезде это даже и не жара – пекло.
Российские железные дороги – в процессе перманентных перемен. И не то чтобы что-то менялось по существу – принципиально. Но изменения есть. Некоторые вагоны поменяли боевой раскрас с привычного зеленого на серо-красный. Многие поезда имеют теперь имена личные: «Атаман Платов», «Тихий Дон». С большинства станций в центре России и главным образом в Поволжье смели уличную торговлю («борьба с терроризмом», надо полагать). Разумеется, почти ежегодно меняется стоимость проезда. Разумеется, в одну сторону…
А в целом цена мало меняет параметры поездки. Билеты (приемлемые по цене – плацкартные) купить все так же трудно. Туалеты в вагоне могут работать попеременно или только один. Скорые поезда хоть и идут, в общем-то, скоро, но зато стоят на «технических» остановках, не открывая двери. Чего-то ждут. Впрочем, понятно чего. Вот опять пропускаем очередной товарняк. Цистерны, нефть, мазут, бензин. Легко заметить, как за последние лет 10 изменился товарооборот на железных дорогах. Уже от Сызрани цистерны с топливом – основной, а далее к югу почти единственный грузопоток. Ощущение такое, что те, кто «рулит» нашей экономикой, задались целью в ближайшие годы вывезти все это «черное золото» куда подальше, а потом «закрыть» страну, как разорившуюся керосиновую лавку за ненадобностью. Глядя в окно вагона, об этом нет-нет да задумаешься.
Но вернемся к нашим дорогим, весьма не дешевым уж точно, пассажирским перевозкам. Стоим в каждом крупном городе по 30-40 минут. Зачем так долго, не знаю. Туалеты, естественно, закрыты. Женщина с ребенком просит проводницу открыть.
– Не могу, меня же уволят… Вы зайдите в вагон СВ – там биотуалет.
– А пустят?
– Да, конечно, пустят! Там два пассажира едет…
От себя добавлю, что полупустыми идут и купе. В плацкарте же – яблоку негде упасть, билеты найдешь только с переплатой. Почему так? Цена билета в купе почти равна цене авиабилета. СВ – вообще запредельна. Я не понимаю, разве нельзя слегка снивелировать ценовую планку? Так, чтобы все вагоны более-менее равномерно заполнялись? Неужели выгоднее через пол-России гонять полупустые и пустые вагоны?! Хотя, с другой стороны, купит «уважаемый» человек билет в СВ, а там, здрасьте-пожалуйста! – нищета малодоходная: мы с вами. И ему, наверное, неприятно будет, и мы забудем, кто мы есть.
В наших плацкартах, кто мы есть, никогда не забудешь. На градуснике плюс 55. Дышать на боковых местах невозможно. Опять иду в тамбур. Здесь проводники «случайно» разбили окно. Ночью слегка тянет прохладой. Днем в окно врывается раскаленный воздух. Но сейчас уже вечер. Здесь можно стоять. И дышать через раз. Закуриваю, общаемся.
– Неужели в вагонах нельзя поставить кондиционеры? Технически же это возможно! Ну включите в стоимость билета еще сотку, все окупится за три поездки!
– Никому не надо…
– Погодите, мужики! Я раз ездил на юг с кондиционером, в новом плацкарте. Он сломался у Саратова. А окна там не открываются. Ой, что это было!
– За границей так и скотину не возят. У нас, может быть, тоже уже не возят. Она же сдохнет…
Вот и поговорили. Вспоминаю, как днем из вагона забирали женщину. С сердцем стало плохо. Врач, милиционер, «скорая» у состава. Может быть, в больнице есть кондиционер?
Скоро будем дома!
– У вас у вокзала есть какие-нибудь магазины? – спрашивает попутчик, которому трястись до Казани.
Чешу затылок…
– Не то чтоб магазины, так – ларьки.
– Голодный город! – добавляет проводница. – По сорок минут стоим – и поесть негде…
Мне добавить нечего. Сказать, что это мы с терроризмом боремся? Кстати, чем ближе к югу, тем меньше оголтелой «борьбы с терроризмом». За Волгоградом ее уже не видно. Люди ходят между вагонами, предлагая всё: от воды и пива до балыков и блинчиков с икрой. Голодным не останешься. И цены гораздо ниже, чем в привокзальных буфетах. И я не понимаю, где наплевали на терроризм, а где на людей…
Владимир КОРШУНОВ