Который месяц в Ульяновске не утихает скандал вокруг Ленинского мемориала. Ходят слухи, что легендарный объект народной стройки хотят превратить в музей кино. Предполагаемый проект связывают с именем Марата Гельмана – человека с двойственной репутацией. Одни называют его современным Саввой Морозовым. Другие – убийцей русского искусства и собирателем творений бездарностей.

Кто же такой Гельман, и что он собирается сделать с мемориальным центром? Своими мыслями на этот счет с “Клиникой” поделился директор музея-заповедника “Родина В.И. Ленина” Александр Николаевич Зубов.

Идеи “без нафталина”

– Насколько нам известно, лично Вы, Александр Николаевич, против того, чтобы Ленинский мемориал превращали в музей кино? Почему?

– Я действительно против. Начнем с того, что ульяновск и мемориал в частности, никакого отношения к такому явлению как кино не имеют. У нас что много актеров родилось? Нет. Вся эта идея ничем не обоснована и попросту притянута за уши. Мемориал создавался абсолютно для других целей. Проблема в другом. В экспозиции мемцентра уже сорок лет ничего не менялось, она стоит как застывшая. Для того времени это был пик технической мысли, но сейчас все устарело. Нынешнюю экспозицию надо в корне менять. И в этом я согласен с Гельманом. Но как ее менять – над этим надо думать. Не надо туда возить всякие выставки вроде подкованных блох. Лучше уж музей тоталитаризма пусть там сделают, лишь бы идея мемориала была сохранена! Сегодняшний коллектив центра на свежие проекты и мысли уже не способен. От них уже пахнет нафталином. Людям нужен другой показ, с новыми возможностями, с новым оборудованием. Но они ничего менять не хотят.

Что бы ни говорили, на сегодняшний день бренд Ульяновской области – это Ленин, родина Ленина. Нам навязывают сейчас бренд авиационной столицы. Все это чушь! В Ульяновск едут смотреть на то, где родился Ленин. Всё остальное уже есть у соседей. Те же заповедники старины здесь уже не пойдут. В этом плане мы уже отстали от Татарстана. У них один Свияжск и Болгары чего стоят. Монастыри у нас посносили, храмы тоже, а новоделы никого не интересуют. У нас в Беденьге делают что-то похожее. Но до нее ещё не знаешь, как добраться. А Свияжск на Волге стоит. Если мы будем делать ставку только на памятники старины, теплоходы поплывут мимо нас. Людям это будет не интересно.

Мы должны показывать то, с чем ассоциируется Ульяновск. А ассоциируется он с Лениным. Но показывать по-новому, а не как сорок лет назад! Показывать эту личность нужно со всеми плюсами и минусами, противоречиями и недостатками.

Но для начала Мемориал надо помыть, осветить и отремонтировать. Ведь уже двадцать лет его элементарно не чистили снаружи. И не мешало бы его объединить с Парком дружбы народов, который в свою очередь стоит вернуть на обеспечение области. Владеющий им сегодня муниципалитет просто убил парк. А объединенный мемориальный комплекс станет хорошей приманкой для гостей.

Возможность отмыть деньги

– Вернемся к проекту Гельмана. Как Вы считаете, почему его решили делать именно у нас, и именно кино, а не что-то другое?

– Потому что это первое, что взбрело в голову Гельману. Площадь огромная – значит сделать для кино. А Марат Гельман всегда там, где можно отмыть деньги. А кто даст деньги на кино? Никто! Только бюджет области. Но губернатор мне сказал, что он не хочет этого. Он от этой идеи отказывается. А идею эту поддерживает Анна Марковна Гор, которая любит поддерживать подобный бред.

– А как же столь часто упоминаемые инвестиции?

– А кто их им даст?! Как бы Гельман ни старался, он никого не уговорит. Ни один здравомыслящий человек денег на эту авантюру не даст. А деньгу будут брать снова из регионального бюджета – то есть из нашего с вами. Ведь здание принадлежит области, и платить за всё что в нем делают тоже будет область. Гельман уже открыл один музей в Перми. В итоге, на него теперь уходят десятки миллионов рублей из бюджета Пермского края. И у нас будет такая же картина.

– Но ведь проводили же кинофестиваль в Ленинском мемориале?

– Пять дней попели, вина попили, и кино посмотрели: это вы называете фестиваль?! Причем фильмы смогли увидеть не все, а избранные. Массовым же он не стал. Молодежь туда не пойдет. А если не молодежь, кто будет создавать массовость? Мероприятие назвали “Фестиваль фильмов для семейного просмотра”. Хочется смотреть семейные фильмы – ходите в “Люмьер”. Бери семью и веди. Но молодежь туда не пойдет. И к актерам которые приезжают она не пойдет. Во-первых билеты дорогие, а во-вторых старые актеры молодежи не интересны. А молодые сюда не поедут. Забесплатно не поедут. В советское время артисты могли выступить бескорыстно, но не сейчас. Только на поход на встречу с артистом не каждый деньги найдет.

Так во имя чего весь этот проект с музеем кино делается? Если ради денег, то непонятно чьих. Если это надо Гельману – пусть едет к себе в Москву и там стрижет деньги.

– Давайте все-таки предположим, что Гельман решил создать музей кино о тоталитаризме. Вы как к этому отнесетесь?

– Никакого музея кино! Ни о тоталитаризме, ни о чем угодно! Иначе Ульяновск превратится в киношную Элисту. Там кроме Илюмжинова толком в шахматы играть никто не умеет. Двигать умеют все, а играть нет. У нас будет такая же столица кино. У нас театр-то еле теплится. Ему года три осталось. Нового режиссера нет, новых идей нет, а это смертельно для театра. Молодежи там тоже нет. Ведь никто не хочет всю жизнь на сцену с подносом выходить.

Страх перед Лениным

– А у Вас какие-то конкретные идеи по модернизации мемориала есть?

– Над этим нужно хорошенько подумать. Подумать, как по-новому и наиболее объективно показать не только Ленина, но и вообще историю. Ленина нет больше ни у кого. У других городов свои великие люди, кем бы они ни были. И они не комплексуют. А у нас есть Ильич. И в чем проблемы? Я, например, поддерживаю идею перевезти в Ульяновск памятники Ленину. Нет, не все, а уникальные. И поставить их в том же Парке Дружбы народов.

– А как же Карамзин, который стал именем области?

– Это всё выдумки! Спросите у обычных людей кто такой Карамзин? Вам никто не ответит. Я историк, и то с трудом прочитал его “Историю государства Российского”. А из тех, кому это не нужно, его книги вряд ли кто даже в руках держал. Если бы голосование было действительно честным, победил бы Ленин.

Это было нужно, чтобы спрятать имя Владимира Ульянова. Чтобы забыть его. И я считаю, что это позиция Москвы. А тем, кто сейчас пропагандирует Карамзина как имя области, это надо для того, что бы столица дала под это деньги.

Также и с Гончаровым. Обломовский фестиваль – сплошное посмешище. И ведь о Гончарове, кроме заинтересованных людей никто не знает. Таких Гончаровых по всей России в каждом городе. У Пензы Лермонтов, в Ясной Поляне Толстой, в Ростове Шолохов Но ведь с фигурой Ленина их даже рядом не поставишь.

– А почему так боятся продавать имя “Ленин”?

– Боятся не наши, боится Москва. Они боятся его идей. Их возрождения. Люди мечтают о социальном равенстве и о социальной справедливости. А это лозунги Ильича. Кстати, Ленин сейчас моден у молодежи. И вообще левые вожди прошлого. Они боятся интереса молодёжи к этой личности. Москва хочет стереть его имя из памяти народа. И музей кино определенно преследует эти цели. Если сейчас имя Ленина забыть, следующее поколение уже не будет знать, кто это.

– И всё же, хочется знать Ваше мнение. В итоге сделают музей кино или нет?

– Нет! Хотя… от нашей власти можно ожидать чего угодно.

Ипатий Нескин