Виктория Чернышева
В Ульяновской области объявили об очередном этапе борьбы с “зеленым змием”. Правительство региона подготовило обращение к руководителям торговых сетей с просьбой разместить алкогольную продукцию “вне визуального ряда”. Соответствующее предложение ульяновские власти направили депутатам областного Законодательного собрания. По их мнению, в пункт 5 федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” можно было бы внести следующую поправку: “Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в обособленной части торговых помещений, предназначенной исключительно для алкогольной продукции”.
Главная цель нововведения – сократить число спонтанных покупок и не привлекать излишнее внимание к данному виду продукции.
– На мой взгляд, нужно четко прописать, при какой площади магазина возможно выполнение этой рекомендации, – рассказал корреспонденту “РГ” начальник отдела маркетинга одной из ульяновских торговых сетей Николай Жиляков. – Если торговый зал занимает тысячу квадратных метров, то обустроить в нем отдельный алкогольный бутик несложно. Но в магазинах в два, три раза меньше сделать это очень проблематично. Не говоря уже о том, чтобы выделить отдельного человека для продажи алкоголя. А потому такое нововведение может ударить, в первую очередь, по небольшим торговым точкам, которые расположены в шаговой доступности. Они будут вынуждены прекратить реализовывать спиртные напитки. Вдобавок, к алкоголю, как правило, покупается еще и закуска, а потому салаты, колбасу и другие продукты люди будут покупать в других магазинах.
Поможет ли торговля “из-под прилавка” снизить потребление спиртных напитков? Сами продавцы уверены, что нет.
– Если человек пришел в магазин за бутылкой водки, то он ее купит, вне зависимости от того, стоит она на видном месте, или в отгороженном бутике, – считает сотрудница магазина Ирина Николаева. – К тому же, ставить на стол алкоголь на праздники – наша традиция, в этом нет ничего плохого. По моим наблюдениям, людей, которые пришли в магазин за хлебом, а, увидев на стеллажах водку, неожиданно решили ее купить, нет. Обычно алкоголь покупают целенаправленно.
Справка “РГ”
Ульяновская область считается “пионером” в борьбе с алкоголизмом. Более двух лет назад здесь ввели запрет на продажу крепких (более 15 градусов) спиртных напитков с восьми часов вечера до восьми утра. Затем в регионе “узаконили” так называемые “сухие дни” – во время определенных праздников (Дня знаний, Дня города, последнего звонка и так далее) крепкое спиртное не продается вообще.
Результаты этой борьбы противоречивые: с одной стороны, власти утверждают, что ульяновцы стали меньше пить. С другой, цифры говорят о том, что в регионе перешли на другой, более доступный “алкоголь”. Так, по данным Российского Союза производителей галеновых лекарственных препаратов, в сентябре прошлого года жители Ульяновской области потребили около 60 тысяч литров спиртосодержащих жидкостей (настойки боярышника, перцовой настойки, лосьонов и так далее). Для сравнения – в самых “непьющих” Пензе и Нижнем Новгороде за тот же период употребили всего по 10 тысяч литров. Проведя исследование, специалисты сделали вывод, что, скорее всего, лосьоны и настойки используются как дешевое спиртное.
С начала года в регионе было зарегистрировано 776 случаев отравления суррогатами. Из них 261 закончились смертью. Правоохранители постоянно изымают фальсифицированный алкоголь. По данным пресс-службы губернатора и правительства Ульяновской области, с 1 по 20 сентября милиционеры конфисковали более 100 тысяч литров суррогата.