Художник из Березовки Николай Капралов в школе был двоечником, а пятерки получал только по рисованию.

Картины 73-летнего художника из села Березовка Майнского района украшают дома нескольких десятков односельчан. Пять картин хранится в местной библиотеке. Меж тем, мужчина живет в селе всего три года.

– В селе пенсионерам жить легче, – утверждает Николай Капралов. – Поэтому мы в Березовку из города и перебрались. Я здесь и рисовать больше стал – особенно зимой. Дел особых нет – сиди да рисуй!

Двоечник

Художником Николая считают еще со школы. Мальчишкой он, оформляя буквально все общешкольные стенгазеты, нередко славил в них и себя. В рубрике «Они позорят школу». Дело в том, что учился Николай Герасимович из рук вон плохо. И пятерки получал только по рисовании. А по другим предметам выше тройки не поднимался. А ниже опускался довольно часто. Другие ученики смеялись:

– Опять Капралов сам про себя стенгазету написал!

Студент

Но школьные годы закончились, и началась другая жизнь. В которой Капралов кем только ни работал – но рисовать не прекращал никогда. Практически ни на один день!

– Я и в армии рисовал, – вспоминает он, – и после. А когда работал в леспромхозе в Тюменской области, один приятель мне посоветовал поступить заочно в Московский университет искусств.

Николай Герасимович отправил в институт документы, свои работы и совершенно неожиданно получил ответ о том, что принят.

– Обучение было платным, – вспоминает он. – 30 рублей в месяц. Чтобы зарабатывать на учебу, я перешел на работать на лесовоз. Стал получать 200, а то и 250 рублей в месяц. Оплатил обучение и стал получать учебники с заданиями. Все время, пока учился, рисовал каждый день! Через пять лет единственный раз съездил на заключительную сессию в Москву и получил свидетельство с отличием!

Строитель

Правда, в то время Капралов с семьей уже жил в Ульяновске.

– Потянуло поближе к родине, – расскажет уроженец Чувашии. – Сначала нас родственники жены приютили. Потом устроился в одну строительную организацию – там временный городок был. Получили угол. Я через некоторое время пошел к начальнику. Тогда модно было всякие плакаты и лозунги писать. В каждой почти организации свои художники были. Говорю: «Слушай, начальник, нам как-то несолидно без художника. А у меня вот и свидетельство есть».

Начальник дал добро. Капралова оформили маляром и малярил он в своей мастерской плакаты и лозунги целых пять лет. Пока не получил квартиру. И сразу уволился.

– Ушел в другую строительную организацию, – улыбается он. – на другую работу.

Свободный

С тех пор по заказу Николай Герасимович не рисовал никогда – только для души! И никогда не продавал свои творения. Украшал стены квартиры. Дарил знакомым. Раз в год ездил в Чувашию – раздавал картины родственникам. Все уже давно привыкли, что если у кого-то день рождения, Николай Герасимович обязательно нарисует что-нибудь оригинальное. Либо портрет именинника, либо всю его семью.

– Беру фотографию, – рассказывает Капралов, – и начинаю рисовать. Хорошо, сейчас фотографии цветные стали делать – раньше самому с цветами приходилось колдовать.

Библиотека

К слову, в Березовке очень быстро узнали о таланте Николая Капралова. Человек общительный – он со многими быстро сдружился. Знакомые восхитились его способностями и понесли слух по селу. А вскоре к Герасимовичу пришла местный библиотекарь. И попросила какую-нибудь картину для книгохранилища.

– А у меня как раз пейзаж был написан, – вспоминает художник. – Зимой все в окно поглядывал и любовался натурой. И как-то взял и нарисовал. Вот его и подарил библиотеке. А потом сам относил, когда думал, что библиотекарю может понравиться. Там теперь штук пять моих картин. И все на видных местах повешены!

Сельчане

Знакомые в Березовке, приходя в гости к Капраловым, заглядывались на картины и восхищались ими. Широкая душа Николая Герасимовича не позволяет торговать талантом, поэтому творения он просто раздавал. А однажды ему принесли довольно большое полотно – копию картины художника Перова «Охотники на привале». Немного подпорченную и… в черно-белом исполнении. Попросили подреставрировать, и Капралов с удовольствием взялся за работу. Сейчас картина почти готова. Думается, хозяева очень удивится, когда увидят ее. Потому что отреставрировал «Охотников» Николай в цвете!

Он очень много рисует. Зимой – каждый день. На одно полотно у него уходит в среднем неделя. Уже сейчас Николай Герасимович запас на зиму десять метров холста и целое ведро тюбиков с масляной краской. Изготовил несколько подрамников и выстрогал рамки.

– Зимой пишется лучше, – говорит он. – Хоть целыми днями сиди и рисуй. Летом тоже, конечно, рисую, но меньше. Иной раз хочется на натуру сходить, да с женой ссориться не хочется. Уйдешь, говорит, и пропадешь на целый день, а мне одной – что делать?