Засуха сделала своё черное дело. Неурожай породил дефицит. Он, в свою очередь, вызвал ажиотаж практически на все виды сельхозпродукции. Ситуацией воспользовались оптовые поставщики, перекупщики и торговля. Цены пошли вверх, в том числе на социально-значимые товары первой необходимости (в их число, напомним, входит мясо (за исключением бескостного и кур), рыба мороженая, масло сливочное и подсолнечное, соль, молоко, куриные яйца, хлеб, чай, мука, крупы, вермишель, овощи, яблоки).

Подорожали картофель, крупы, бобовые, мука, сахар … Цены растут даже на «сорную» рыбу, включая пресловутую кильку. Правда, не изменились пока потребительские цены на мясо. Они могут даже на какое-то время снизиться: «напряжёнка» с кормами вынуждает сельчан идти на забой скота. Но после того как «подъедим остатки», возникнет дефицит, пополнить который будет уже нечем. Вот тогда и почувствуем, почём фунт лиха. Лучше, конечно, если этого не случится. Но у рынка свои законы.

Взять, хотя бы, закупочные цены на молоко-сырьё. Они растут. Сказалось, пусть и временное, снижение продуктивности скота. Это привело к падению объёмов и, соответственно, к увеличению себестоимости. Соответственно этому произошёл рост отпускных цен на молокоперерабатывающих предприятиях области. Они составляют 16,71 – 22,89 рублей за килограмм. Утешимся тем, что по рейтингу среди 14 регионов ПФО потребительские цены на сыры сычужные держатся у нас на втором месте, на сметану – на третьем месте, на масло сливочное – на пятом, на молоко питьевое – на шестом, на творог жирный – седьмом месте, начиная от минимальной цены.

Правительство и Минсельхоз региона принимают меры по возмещению нехватки фуражного зерна. Оформлена, в частности, заявка на поставку 214 тысяч тонн из других регионов. Область берёт на эти цели трёхгодичный бюджетный кредит. Но поддержку животноводов решено проводить на безвозмездной основе.

Цены производителя и розницы – как небо и земля

На недавнем совещании с участием первого заместителя председателя правительства области Александра Якунина был затронут вопрос, который для рядовых потребителей до сих пор является тайной за семью печатями. Суть его сводится к следующему.

Когда заходит речь о продуктах питания, в ответ слышится бодрое: «Не беспокойтесь, область обеспечена продуктами питания в полном объёме». При этом делаются ссылки на рейтинги и результаты мониторингов. Сказанное относится, прежде всего, к ценам. Потребителя заверяют, что, например, в первой декаде сентября мука пшеничная первого сорта стоила 10-12,5 рублей за килограмм. Фактически она составляет 16-16,90 рублей. Хлеб и хлебобулочные изделия – 19,47 рублей, а на рынке, в пересчёте на килограмм – 24 рубля. Крупа гречневая перевалила далеко за 70 рублей. Куры, при заявленной стоимости в полусотню рублей на деле «тянут» на 64 – 77 рублей и больше. Список можно продолжать долго. Люди, ничего не знающие о рейтингах и мониторингах, чаще даже не слышавшие таких слов и не получающие толковых объяснений, негодуют: «Цены никто не контролирует. Нам называют одни, а приходишь к прилавку, там они совсем другие. Что происходит?»

По словам министра экономики области Олега Асмуса, в мониторингах прописываются цены поставщика сырья, далее идут отпускные цены производителя, оптовиков, торговых сетей и рынков. Понятно, что цены в рознице, с которыми мы имеем дело, существенно будут отличаться от первоначальных. Чаще всего к ним применимо выражение «как небо и земля».

У статистики свои законы, по которым она обязана проводить обследования. По правилам, например, ей надлежит брать пять процентов выборки продукции с рынков, столько же в крупных торговых точках и 10% – в магазинах. Затем по определённым формулам всё это просчитать, чтобы выбрать среднюю цену в качестве ориентира. Сказанное вовсе не означает, что на самом людном и бойком рынке города вы можете приобрести всё необходимое именно по этой цене. От неё могут быть отклонения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. К этому надо относиться с пониманием. Все мы грамотные люди и хорошо понимаем, что на один и тот же продукт цены на Центральном рынке Ульяновска и, например, на рынке в Чердаклах будут серьёзно различаться. В райцентре они будут как минимум на порядок ниже.

Что влияет на цену?

Александр Якунин добавляет к сказанному, что факторов, влияющих на цену, великое множество. Весовая продукция может иметь одну цену. Пакетированная, совсем другую, более высокую. В неё вложена стоимость расходных материалов, сортировка, разбивка по стандартам, взвешивание …

Возьмём, хотя бы, молочную продукцию. Стоимость стерилизованного молока длительного хранения из Самарской области кого угодно может шокировать. Но у нас есть свои бренды: «Кошкинское», «Волжанка», «Волжские просторы», «Вкуснотеево». На прилавках продукция этих производителей присутствует постоянно. Право выбора всегда остаётся за покупателем.

Есть практика реализации так называемого бочкового молока. Продают его по 12-15 рублей. Но статистика этот вид реализации не учитывает и он на определение средней стоимости продукции влияния не оказывает.

Сказанное в полной мере относится и к сельхозярмаркам, где, как известно, дары полей и ферм отпускаются по предельно низким ценам. Можно сколько угодно говорить, что это неправильно. Однако, повторяем, у статистики свои правила и предписания, которыми она обязана руководствоваться.

Власти региона стремятся всеми силами удержать ситуацию с ценами под контролем. Но далеко не всё от них зависит. Нами неоднократно говорилось, что неоправданно высокие цены на продукты крестьянского труда, по большому счёту, есть результат безобразной и во-многом неконтролируемой производственной политики федерального центра. «Первую скрипку» здесь играет, несомненно, коррупция, порождающая чиновничий произвол, разного рода, откаты, поборы, рогатки для развития малого и среднего бизнеса. В этот же «скорбный» список можно смело вносить немыслимо высокие энергетические тарифы, стоимость топлива и транспортных расходов. А всё, в конечном итоге, сводится к произволу монополий, которые в большинстве случаев оказываются сильнее государства.

Так что статистика – статистикой, а выход приходится искать самостоятельно. Вот когда становится очевидным, что чем меньше препятствий между производителем и потребителем, тем ниже цена. Казалось бы, панацеей могут стать продовольственные городские рынки. Но, по мнению экспертов, именно на них сегодня самые высокие цены. Почему? Стоимость аренды там много выше, чем в магазинах.

Отдельной строкой стоят мини-рынки. Создать их муниципалам вроде бы не столь и сложно: выделить торговые площадки, обеспечить доступ к ним, организовать ветеринарный контроль. Но сразу же даёт знать о себе проблема, о которой мы вот уже сколько лет хотели бы забыть. Суть в следующем. Мини-рынки являют собой кость в горле для оптовиков, розницы и перекупщиков всех мастей. Для желающих свободно торговать плодами своего труда начинают «создавать условия» рэкетиры. В ход идут угрозы, запугивания, вплоть до применения к особо непокорным «мер физического воздействия». Так что, создавая мини-рынки, власти сразу же должны принимать меры защиты как для продавцов, так и для покупателей. Иначе «издержки дикой» торговли, с её взятками, поборами, «крышами» и прочим криминалом навалятся всей своей тяжестью на карман рядовых покупателей.

Так что, как ни крути, наиболее реальным и цивилизованным подходом к решению проблем ценообразования видятся сельхозярмарки. В нашей области в части их проведения накоплен большой опыт. Понятно, что всех проблем они не решат: ярмарки приходят и уходят, а кушать хочется всегда. Опять же, в оптовом звене цены диктуют монополисты, и розница здесь практически бессильна.

Николай Шарынов