В сентябре прошло два крупных Международных инвестиционных форума, PROEstate в Санкт-Петербурге и «Сочи-2010», в которых участвовали делегации от Ульяновской области. Среди многочисленных проектов, представленных нашим регионам, обязательно звучала Портовая особая экономическая зона, или коротко ПОЭЗ. А в Санкт-Петербурге исполнительный директор ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергей Васин на панельной дискуссии «Инфраструктура и коммерческое развитие вокруг транспортных узлов» даже выступил по теме «Уникальные возможности для девелоперов в рамках Портовой особой экономической зоны и мерах государственной поддержки инвесторов». Именно об этих уникальных возможностях мы пообщались с Сергеем Николаевичем.
– О портовой особой экономической зоне сейчас говорится очень много. А вообще что это такое? Как правило, народ путает, для многих понятие «порт» – место, где есть вода.
– Согласен, иногда ошибаются на этот счет. Но порты бывают и морские, и речные, и авиационные. В данном случае у нас порт авиационный, поэтому и зону называем портовой, поскольку она частично захватывает территорию аэропорта.
В целом особая экономическая зона — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Она необходима для решения стратегических задач развития региона: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
– Вы сказали, что ПОЭЗ обладает льготными экономическими условиями. Какими, и на кого они распространяются?
– В зоне действуют льготы для резидентов. Так, они освобождаются от налога на имущество и налога на землю на 8 лет. Это достаточно неплохие льготы, потому что если строится, например, здание стоимостью в несколько миллиардов рублей, то имущественный налог будет достаточно серьезным, иногда он может составлять несколько десятков миллионов. Также имеется льгота по налогу на прибыль – снижение ставки на 4,5%, то есть с 20% до 15,5%. Имеется льгота по транспортному налогу. Если товар или услуга будут уходить за пределы РФ, то освобождение и от налога на добавленную стоимость, освобождение от ввозных пошлин, от акцизов. Для экспортно-ориентированных производств очень выгодный режим.
– Когда была создана Ульяновская портовая особая экономическая зона?
– Сначала концепция Ульяновской ПОЭЗ была выставлена на конкурс Правительства РФ на право создания портовой особой экономической зоны. Предполагалось, что свободные таможенные территории будут в основном морских портах, в меньшей степени, в аэропортах и еще меньше в речных портах. Заявки на конкурс тогда подало 17 регионов. В июне 2008 года стало известно, что победили три проекта. Среди них было два аэропорта: Ульяновский и Красноярский и один морской «Советская гавань» в Хабаровском крае. Но Постановление Правительства РФ о присвоении Ульяновской ПОЭЗ официального статуса появилось 30 декабря 2009 года. Позже из-за кризиса Красноярск сошел с дистанции.
– Получается, Ульяновск в своем роде остался в единственном числе?
– Да, свободная таможенная зона, свободная экономическая зона при аэропортах в России в ближайшие пять лет будет только в Ульяновске. Вообще зона создается на 49 лет. С учетом того, что очень большие деньги приходится вкладывать в инфраструктуру, то вряд ли будет целесообразно создание аналогичной портовой зоны еще где-то. В данном случае могу сказать, что, выиграв этот конкурс, мы получили «счастливый билет» на 49 лет.
– Что помогло выиграть этот «счастливый билет»?
– Большое значение сыграло то, что ульяновская зона частично охватывает готовую инфраструктуру аэропорта «Ульяновск-Восточный». А это значит, что требует меньших госинвестиций. К тому же у нас уже был свой первый потенциальный инвестор – ООО «Волга-Днепр Техникс Ульяновск».
– А зона охватывает большую территорию?
– Это, как я уже сказал, частично территория самого аэропорта «Ульяновск-Восточный», но большая часть находится за забором, в сторону Нового города. Всего 120 гектаров. Первоначальные масштабы зоны пришлось пересмотреть. Это связано с финансовым кризисом. Общую площадь ПОЭЗ в 640 га разбили на пусковые комплексы. Под первый, в 120 га, о котором мы ведем речь, выделено 762 млн. руб. федерального финансирования. Начальная цифра на всю портовую зону предусматривалась 6,7 млрд руб. Соответственно, снизилось и региональное финансирование, из бюджетов Ульяновской области и Чердаклинского района на инфраструктуру ПОЭЗ в совокупности будет потрачено 375 млн руб.
– Что планируется создать на территории Ульяновской ПОЭЗ?
– В портовой зоне планируются три основных направления: первое – техническое обслуживание и ремонт самолетов, второе – производство авиакомпонентов и сборка воздушных судов и третье направление – транспортно-логистическое, создание грузового хаба.
– А что на сегодня уже есть?
– Есть уникальный аэропорт «Ульяновск-Восточный», обладающий уникальными техническими характеристиками. Взлетно-посадочная полоса аэропорта имеет длину 5100 м и ширину 105. В настоящее время идет разработка концепции развития зоны, после этого, до конца года, будет подготовлен мастер-план и проект планировки зоны. Уже создан Наблюдательный совет, первое заседание которого состоится в Ульяновске 29 сентября. В ноябре-декабре этого года мы должны сформировать перечень планируемых к строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. В 2011 г. начнется проектирование объектов и, возможно, строительство. Завершить строительство инфраструктуры предполагаем к концу 2012 года.
Ирина Антонова