УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»:
Светлана ОПЕНЫШЕВА – заместитель Председателя Правительства Ульяновской области
Сергей ДАВЫДОВ директор Ульяновского регионального отделения Поволжского филиала компании «МегаФон»
Виталий КЛИШИН -директор Приволжского филиала ЗАО «КОМСТАР-Регионы»
Николай ФЕТЮХИН – директор веб-студии «Медиа-стиль»
Рифат ВОЛКОВ – директор ООО «ДАРС-АйПи»
В «Комсомолке» состоялся «круглый стол», темой которого стало развитие Интернета в Ульяновской области.
Бытует мнение, что телекоммуникации в нашей стране развиваются в двух параллельных плоскостях: в двух столицах Интернет – уже абсолютно всем доступное явление, а в регионах он существует больше на бумаге. Так ли это, мы попытались выяснить на «круглом столе». Гостями газеты «Комсомольская правда» стали руководители компаний-провайдеров а также представители региональной власти.
Насколько развит Интернет в Ульяновске?
Светлана ОПЕНЫШЕВА: – Интернет в Ульяновске предоставляется как специализированными компаниями, их около 25, так и сотовыми операторами – 6 компаний. Таким образом, в городе Всемирная паутина доступна с помощью кабельной сети и беспроводного доступа. В районных центрах также имеется беспроводной доступ к сети Интернет на скорости 3G. Но не все так гладко. Имеются проблемы по предоставлению кабельного Интернета в частных секторах города. Из-за больших капиталовложений провайдеры не идут в этот сектор. Думаю, что для решения данного вопроса жителям частных домов необходимо составить и направить коллективное письмо (с указанием адресов) в адрес провайдеров о желании подключиться к сети Интернет. После этого компания может рассчитать необходимые затраты на создание линейных сооружений. А сейчас зачастую обращается один житель, и понятно, что в таком случае никто не будет осуществлять миллионные затраты.
Сергей ДАВЫДОВ: – 2010 год стал очень значимым и для нашей компании, и для наших абонентов. МегаФон первым развернул сети 3,5G на территории Ульяновской области.
Теперь возможности высокоскоростного мобильного Интернета доступны более чем 600 000 абонентов компании на территории региона. За год в сети МегаФона зафиксирован рост интернет-трафика на 800%.
Рифат ВОЛКОВ: – На массовом рынке услуги доступа по кабельным каналам предоставляют 7 компаний, по беспроводным каналам – 4 компании, а также 3 оператора сотовой связи. Уровень проникновения Интернета в Ульяновске мы видим на уровне 25-30%. Можно сказать, что это довольно хорошие показатели для нестоличного города.
Вопрос провайдерам. Далеко не все ульяновцы будут обзванивать компании, предоставляющие выход в Интернет, чтобы сделать для себя самый оптимальный выбор. Давайте поможем горожанам. Расскажите, в чем преимущества именно вашей компании?
Виталий КЛИШИН: «Симбирск КТВ» входит в структуру национального оператора интегрированных телекоммуникационных услуг «КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы», в группу МТС, а значит, абоненты компании имеют возможность пользоваться всеми преимуществами федерального провайдера. Это отличное качество доступа, высокие скорости, обеспеченные современными технологиями, унифицированные параметры сервиса высокого уровня, конкурентные тарифы, в том числе и пакетные предложения.
Рифат ВОЛКОВ: – DARS Telecom – один из старейших местных операторов – компания начала свой путь в 2003 году. За эти годы мы накопили колоссальный опыт в части строительства сетей, работы с абонентами, взаимодействия с органами власти и регулятором. Мы надеемся, что за время работы хорошо узнали своих абонентов и понимаем их нужды и потребности.
Мы – активная и динамичная компания. Отсутствие необходимости в длительном процессе согласования решений, которым часто «грешат» федеральные операторы, позволяет нам оперативно внедрять наиболее современные технологии и реализовывать на Ульяновской земле передовой опыт столичных и зарубежных операторов связи в части тарифных планов, дополнительных услуг и абонентского обслуживания.
Николай ФЕТЮХИН: – Веб-студия «Медиа-Стиль» известна как одна из ведущих в России. Мы реализовали более 500 интернет-проектов для 300 клиентов, заработали более 20 престижных наград. Компания «Медиа-Стиль» выросла до того уровня, когда квалификации специалистов, подготовленных в вузе, становится недостаточно для успешной работы.
Насколько сильна в Ульяновске конкуренция среди интернет-провайдеров? Все ли провайдеры ведут честную борьбу за клиента?
Рифат ВОЛКОВ: – По нашим оценкам, уровень конкуренции на Ульяновском рынке услуг доступа к Интернету – один из наиболее высоких в регионе. Как отмечалось выше, услуги доступа к Интернету на массовом рынке оказывают 14 компаний. Безусловно, каждый из операторов стремится увеличить свою долю на динамично растущем рынке – этим и обусловлен высокий уровень конкуренции. Ни о каких нечестных действиях со стороны коллег я не слышал.
Мы все знаем друг друга, часто встречаемся и стараемся обсуждать насущные вопросы, перспективы развития и сотрудничества. В целом мы, операторы, стараемся вести себя по отношению друг к другу скорее как партнеры, нежели чем как конкуренты и соперники.
Что делает ваша компания для того, чтобы привлечь и удержать клиента?
Виталий КЛИШИН: – Мы обеспечиваем хорошее качество услуги, конкурентные тарифы, высокий уровень сервиса, оперативную техническую поддержку, удобную платежную систему (оплатить услуги можно практически в любой точке города, воспользовавшись банками, терминалами и т.д.), возможность подключения у одного оператора сразу нескольких услуг (доступ в Интернет, кабельное ТВ, междугородная и международная телефонная связь) на выгодных для абонента условиях. В перспективе предложим возможность использования конвергентных продуктов фиксированной и мобильной связи совместно с МТС, который недавно стал основным акционером компании «КОМСТАР».
Стоит ли ульяновцам в ближайшее время ожидать снижения тарифов и (или) повышения качества услуг?
Рифат ВОЛКОВ: – Этот процесс происходит перманентно, как и на любом растущем рынке, находящемся в стадии становления и распределения долей. Безусловно, будут повышаться качество, вводиться дополнительные услуги, улучшаться тарифные планы. До недавнего времени ключевым фактором, который учитывался абонентами при принятии решения о подключении к тому или иному оператору, была стоимость услуг. Сейчас мы наблюдаем процесс смещения предпочтений пользователей в сторону качества услуг, наличия дополнительных сервисов, качества абонентского обслуживания. Думаю, в ближайшие годы основная конкурентная борьба развернется именно в этой сфере.
Виталий КЛИШИН: – С 1 сентября мы в два раза подняли скорости на действующих тарифных планах на широкополосный доступ в Интернет для физических лиц. Максимальная скорость теперь составляет 4 Мбит/с. В августе ввели выгодный акционный промо-тариф «Пять звезд». В работе с корпоративными клиентами «КОМСТАР» использует индивидуальный принцип формирования тарифных предложений. Сегодня на корпоративном рынке наблюдается некоторая общая тенденция в сторону снижения тарифов и одновременного улучшения параметров услуги.
Светлана ОПЕНЫШЕВА: – По поводу повышения качества услуг – уверена, что оно будет повышаться, поскольку конкуренция между провайдерами довольно сильная и она выходит за рамки лишь ценовой борьбы за клиента, качество услуг тоже очень важно. Клиента не удержишь дешевой ценой, если Интернет работает с перебоями, с низкой скоростью.
Интернет ассоциируется с инновационными технологиями и оборудованием. Особенно выделяется в этом компания «МегаФон». Почему вы уделяете такое внимание всевозможным гаджетам?
Сергей ДАВЫДОВ: – Дело в том, что в последние годы мы значительно расширили сферу нашей деятельности. МегаФон сейчас является универсальным оператором, предоставляющим услуги мобильной, фиксированной связи и мобильного доступа в Интернет. Поэтому внимание к гаджетам вполне объяснимо – фоторамки, минифоны, нетбуки, камеры мобильного наблюдения помогают нашим клиентам пользоваться новыми возможностями. Из последних новинок могу упомянуть 3G-WiFi-poyтep, помогающий сэкономить время и средства при комплексной организации связи на предприятиях. При этом нам очень важно, чтобы все эти технические новинки оказались доступными и легкими в использовании, реально помогали людям в жизненных ситуациях. Ведь, по большому счету, инновационные технологии должны служить очень простым вещам – таким, как забота человека о своих близких, желание общаться с друзьями без лишних затрат, стремление узнать что-то новое и сделать свою жизнь ярче и интереснее.
Сейчас очень остро стоит вопрос об интернетизации социальной сферы – школы, больницы, интернаты для детей и т.д. Есть ли реализованные проекты в данной сфере?
Светлана ОПЕНЫШЕВА: – Этот вопрос является едва ли не ключевым в работе областного правительства. Проекты, связанные с информатизацией нашего общества, разрабатываются постоянно. Так, еще в 2007-2008 годах на территории региона был успешно реализован федеральный проект по подключению всех школ к сети Интернет. На текущий момент все школы в области имеют доступ к Сети. Это федеральная программа. На уровне региона при поддержке правительства успешно реализуется проект «Тимуровцы информационного общества». Цель – обучение компьютерной грамотности пенсионеров, инвалидов, неработающих граждан. Обучение компьютерной грамотности осуществляется силами волонтеров из числа студентов вузов и школьников на базе школ и модельных библиотек области. Важно, что это происходит в сельских районах, где уровень компьютерной грамотности граждан гораздо ниже, чем в крупных городах. Пока за год мы обучили 677 пенсионеров, но это только первый шаг. Не оставляет без внимания правительство Ульяновской области и детей-инвалидов. Совместно с фондом «Мама» реализуется проект «Чужих детей не бывает» по предоставлению детям-инвалидам доступа к сети Интернет. С помощью спонсорской поддержки этим детям мы дарим подарки -ноутбуки, модемы для подключения к сети Интернет и т,д.
Рифат ВОЛКОВ: – DARS Telecom всегда позиционировала себя как социально-ответственную компанию. Мы с большим энтузиазмом беремся за социально значимые проекты и оказываем спонсорскую помощь организациям социальной сферы. Иногда это материальная помощь, иногда – льготные тарифы. В числе наших клиентов клуб пожилого человека «Возрождение», детско-юношеская спортивная школа №9, детская школа искусств №8, муниципальное учреждение по работе с подростково-молодежными клубами «Симбирцит» и многие другие.
Николай ФЕТЮХИН: – Мы пришли к решению участвовать в подготовке кадров, делиться наработками с молодыми специалистами. Веб-студией «Медиа-Стиль» в сотрудничестве с другими ведущими веб-разработчиками города создан центр обучения ИТ-специалистов. С октября руководители компаний будут вести бесплатные курсы, обучающие актуальным тенденциям в таких направлениях ИТ, как дизайн, программирование, верстка, интернет-маркетинг. Цель курсов – помочь выпускникам вузов сориентироваться в возможных вариантах будущей карьеры, дать ориентиры для самообучения. Значимость проекта для города подтверждается поддержкой правительства Ульяновской области. Подробную информацию о проекте вы можете узнать на сайте www.edu.ul-online.ru.
Правительство области активно пользуется Интернетом? А насколько грамотны сами чиновники?
Светлана ОПЕНЫШЕВА: – Скажу однозначно – правительство Ульяновской области активно пользуется Интернетом. Например, на протяжении трех последних лет мы активно внедряем на территории региона систему электронного документооборота (СЭД). С 2009 года СЭД есть не только в районах области, но и в администрациях городских и сельских поселений. Правительство Ульяновской области уже включилось в работу по интеграции в межрегиональный документооборот с Самарой и Пензой. На сегодняшний день более 800 пользователей в более 200 органах власти ведут переписку в электронном виде. Количество электронных документов превышает 100 тысяч в год. В электронном виде ведется подготовка документов, согласование проектов, регистрация документов, постановка резолюций, отчеты об исполнении. Грамотность государственных служащих в этой сфере повышаем регулярно. В марте у нас прошло тестирование госслужащих на знание информационных технологий. Участие в нем приняли 1087 государственных гражданских служащих (95%), 2108 муниципальных служащих (70%). Средний набранный балл среди госслужащих (по пятибалльной шкале) – 4,4 балла, среди муниципальных служащих – 4,3. Если судить по аппарату правительства, то на 5 и 4 балла сдали примерно по 40% госслужащих. Примерно по 7% сдавших на 3, 2 и ниже 2 баллов.
Программа развития электронного правительства названа одной из приоритетных государственных задач. Насколько популярны среди жителей региона услуги органов власти, которыми можно воспользоваться с помощью Интернета?
Светлана ОПЕНЫШЕВА: – Работы по переходу на предоставление услуг в электронном виде в Ульяновской области начались в конце 2008 года. Сам портал государственных услуг Ульяновской области выведен в сеть Интернет в январе 2009 года. В настоящее время на портале опубликована информация о 459 государственных и муниципальных услугах и функциях, присутствует 3104 документа, в том числе бланки для заполнения, тексты административных регламентов, информация о порядках предоставления услуг и т.д. Со следующего года мы планируем полностью перейти на предоставление государственных и муниципальных услуг населению в электронном виде. Поэтому говорить о популярности, наверное, не приходится. Это принципиально новый этап в работе, и его нужно освоить. Но создать портал госуслуг только полдела. Мы считаем, что сегодня крайне важно заниматься повышением общей компьютерной грамотности граждан. По данным фонда «Общественное мнение» за 2009 год, по стране в целом 64% населения не имеют доступа к интернет-технологиям. Отсутствие этих навыков связано не только с общей низкой информированностью о преимуществах использования компьютерных технологий, но, чаще всего, с невозможностью получения образования в этой области. Для решения данной проблемы правительство Ульяновской области активно занимается обучением населения компьютерной грамотности. Ведь пользоваться услугами в электронном виде нужно не только молодежи, но и пожилым людям, которые не знакомы с компьютерными технологиями.
Какую поддержку оказывает власть как провайдерам, так и пользователям Интернета? Проходит ли обучение навыкам работы в Сети?
Рифат ВОЛКОВ: – Одной из основных проблем в работе провайдеров является сложность во взаимодействии с домо-управляющими компаниями. Зачастую для того, чтобы подключить дом к Сети и предоставить абонентам услуги, оператор вынужден «прорываться» через препятствия, чинимые руководством этих компаний, как правило, совершенно беспричинные. Хотелось бы попросить представителей власти проводить разъяснительную работу среди сотрудников управляющих компаний, доводить важность обеспечения жильцов услугами связи. А наиболее действенным шагом было бы на законодательном уровне организовать «зеленый свет» в работе провайдеров с управляющими компаниями и ТСЖ.
Светлана ОПЕНЫШЕВА: – При обра щении организации по каким-либо вопросам правительство Ульяновской области старается в полной мере помочь в решении возникшей проблемы. Ведь мы прекрасно понимаем, что обеспечение населения доступом к Интернету – это наша общая задача и взаимовыгодное сотрудничество. Возможно, у нас несколько разные цели и задачи с провайдерами, но конечный результат важен обоим. Например, региональное правительство оказывало активную помощь провайдерам в прокладке телекоммуникационной линии по новому мостовому переходу через реку Волгу, в выделении земельных участков, в решении каких-то административных барьеров и т.п. При обращении населения – просим провайдеров откликнуться и решить техническую проблему. По поводу обучения я неоднократно говорила в своих выступлениях в СМИ о работе центра «ИТ-компетенции», на базе которого организованы курсы по обучению людей навыкам работы на компьютере, в том числе и работе в сети Интернет. Обучиться бесплатно может любой желающий, нет никаких преград.
Тема развития Интернета настолько обширна, что за время проведения «круглого стола» все их затронуть просто не представляется возможным. Ясно одно – ульяновцы могут пользоваться самыми современными IT-технологиями. Остается только сделать выбор. А для тех, кто с ними еще не знаком, есть прекрасная возможность познакомиться с технологиями XXI века. Было бы желание.
Материал печатается в газете на коммерческой основе