Гость сентябрьского номера – директор консалтинговой компании «Развитие» Александр Макаров.

Александр Юрьевич Макаров родился в 1977 году, в СССР.

Окончил с отличием ульяновский филиал МГУ. Получил высшее психологическое, социологическое и педагогическое образование, дополнительное образование в области рекламы, маркетинга, финансов, управления.

В 2000 году создал консалтинговый и образовательный центр «Развитие», в 2002 году с партнерами открыл Рекламное Агентство «Мастер Промо», в 2004 году – Маркетинговое агентство «Результат», в 2009 – Агентство комплексного кадрового консалтинга «Три К».

Женат, воспитывает дочь.

– Александр Юрьевич, при каких обстоятельствах у вас родилась идея заняться интеллектуальным бизнесом?

– Я страсть как хотел изменить город к лучшему, сделать так, чтобы в нем было интересно и ярко жить и работать. А в конце девяностых он, прямо скажем, не очень впечатлял. Изменить же его могли люди активные, умные, пассионарные. На тот момент это были предприниматели, создававшие компании с нуля. Я подумал, что если мы сможем передать им новые идеи, знания, то они сделают процесс изменений необратимым. Так появилась компания «Развитие», и ее специализацией стало обучение руководителей Новому.

– С какими трудностями центр «Развитие» столкнулся на начальном этапе?

– Компания «Развитие» открылась практически одновременно с подобными центрами в Москве, мы опередили рынок консалтинговых и образовательных услуг нашего города лет на пять. И если в Москве было кому учиться в этих центрах, то у нас в Ульяновске прослойка бизнесменов, готовых вкладывать деньги не только в свое обучение, но и в персонал, составляла порядка одного процента. Так что первые два года мы работали очень неровно. Трудно было изменить менталитет руководителей, собственников бизнеса в сторону необходимости вложения денег в обучение. Они справедливо полагали: зачем эти инвестиции, если сотрудник может уйти из компании через полгода. Да, горизонт видения в то время у деловых людей был максимум полугодовой, время было такое, что заглядывать дальше никто не решался…

Сегодня проблемы у руководителей иные: они больше озабочены тем, что люди в их подчинении работают не так, как хотелось бы, вполсилы, при этом не знают, как раскрыть потенциал персонала. Получается, что низы не хотят, а верхи не могут, не знают, чем измерить работу людей, как ее оценить. И мы решаем для владельцев и такие задачи.

– Когда вы в себе обнаружили лидерские качества, задатки руководителя?

– Примерно в первом классе (улыбается). Что-то затевал, куда-то вдохновлял бежать. Но осознание того, куда и ради чего идти, появилось после двадцати. Тогда я смог обозначить свои горизонты, свои «звездочки», которые стали привлекать тех, кто рядом. Вообще, мои родители воспитали меня так, чтобы я в жизни состоялся как человек, как отец, как лидер.

– Что за люди вас окружают сейчас? Кто может стать вашим другом?

– Люди умные, талантливые, толковые. И это очень большая радость – быть среди таких. Друзья же – они приходят в жизнь по-разному. Одно дело – друзья из детства, с которыми ты «одной крови», они тебя знают еще до тех времен, когда ты стал хоть что-то из себя представлять.

Другие – это люди, с которыми встретился по ходу жизни, работы, интересов. И это непростое дело – удержать рядом с собой сильных, успешных людей. Быть постоянно им интересным нелегко. Человек вообще такое диалогичное существо: мы можем развиваться, расти, становиться лучше только тогда, когда сравниваем себя с другими, общаемся с людьми, которые для нас значимы, в чем-то лучше, сильнее и интереснее.

– Таких людей много в Ротари Клуб Ульяновск. Как вы стали «своим» в этой международной благотворительной организации?

– Прочитал статью в журнале «Деловое обозрение», увидел среди членов клуба давних партнеров нашей компании, уважаемых мною людей, с которыми мы могли бы обогатить друг друга духовно. И идеи Ротари Клуб оказались мне близки, особенно трогает то, наш клуб «заточен» под помощь детишкам. А дети – это то, из чего может получиться нечто более яркое, сильное, лучшее, чем мы.

– Умеете принимать комплименты?

– Когда мне говорят комплименты, я краснею. Вот недавно мне сказали, что у меня очень красивые и выразительные глаза. Стало быть, душа выразительная: глаза – зеркало души. Вообще, я очень самокритичен. И когда прилюдно хвалю себя, мало кто понимает, что в этот момент я иронизирую над собой.

– Горе от ума бывает?

– Бывает, но горе это сладкое, никто из тех, кто знает его вкус, не откажется в пользу глупости, поверьте.

– В этом году вы достигли возраста Христа. Другим человеком себя почувствовали?

– С чего бы? Честно говоря, памятные даты или официальные праздники, как 23 февраля, 1 мая, для меня значат немного. И день рождения я уже не воспринимаю, как некий этап в жизни. А вот когда год назад в свой день рождения я отвез жену в роддом… Вот это для меня был этап! Жизнь стала совершенно другой, когда в семье появилась наша Кнопочка. К рождению доченьки мы с женой шли осознанно: чтобы получились хорошие дети, ты им должен дать и знания, и силы, и мудрость определенную.

– А характер у вас меняется с возрастом?

– Только в худшую сторону (смеется). Если раньше я был человеком, который активно искал компромиссы в деловых, личностных ситуациях, для которого основным умением было – договориться, то сейчас я стал, если можно так выразиться, более непримиримым. Это не дешевое стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало: когда чувствуешь за собой правоту, такую «настоящесть», что это действительно должно быть так, а не в угоду личным интересам, то компромиссы остаются где-то на двадцатом месте.

С другой стороны, если раньше меня многое нервировало, какие-то вещи сильно задевали и я дергался из стороны в сторону, то сейчас умею смотреть даже на очень непростую ситуацию взвешенно и отстраненно. И это очень здорово помогает как мне, так и людям, которые рядом со мной. Они успокаиваются, мы в этих ситуациях ведем себя безукоризненно, и все получается.

Ну и, наверное, я стал проще. Когда-то мне хотелось приподнять свой статус, свою значимость, и это было несколько вычурным, наносным. А сейчас мне не нужно ничего никому доказывать, у меня действительно закончился этот период жизни, и это очень здорово.

– А стали ли вы с годами относиться по-другому к своему внешнему виду?

– Есть немного (улыбается). Во-первых, моя любимая жена отучила меня носить пиджаки. Раньше я носил их постоянно, сейчас перешел на casual style, нашел в этом себя. Из аксессуаров люблю хорошие вещи из кожи.

Второе изменение: после тридцати я стал за собой больше следить, ухаживать. Чтобы тело радовало здоровьем и энергией, о нем нужно заботиться. Недавно, наконец, созрел для постоянного посещения фитнес-центра.

– Вы приехали на интервью после тренировки в клубе «Форма». Как себя чувствуете?

– Замечательно! Мне очень нравится там бассейн, в нем приятно поплавать после силовых упражнений. Вообще, это единственное место в Ульяновске, которое начинает работать так рано. Можно с утра приехать, позаниматься и ехать на работу, зарядившись позитивным настроем и энергией.

– В своей деятельности чувствуете ли вы себя актером?

– Есть чуточку (улыбается). Мои «подмостки» – пространство перед аудиторией бизнес-семинара. Место, где рабочие и социальные маски снимаю, – мой дом. Со своими родными и близкими людьми я могу быть самим собой: сильным и слабым, ярким и тусклым, глубоко уязвимым и язвительным…

– Жене, как вы думаете, бывает с вами трудно?

– Конечно, я ведь вообще непростой «зверек», и поэтому ей бывает со мной совсем непросто. Но Оля в свое время сделала мне признание, которое мне очень дорого, она сказала, что я все время разный, и она ко мне не может привыкнуть. Так вот мы и не скучаем друг с другом.

– А какие-то ваши черты в дочке проявляются?

– Дочь у нас сама по себе, похожая только на себя, и такой она нам безумно нравится. Если ее что-то радует, то она радуется, если что-то огорчает – огорчается, при этом без какой-то истерии. Это человек, который живет полной жизнью. Этому у нее можно и взрослым поучиться.

– Вы – перфекционист?

– Нет, нисколечко. Если что-то не получается, то я могу сказать: да ну и пусть все так и остается, не одна же такая возможность перед тобой находится, в мире много путей. Так что перфекционизм – не моя ведущая черта. Скорее, легкость к переключению.

– Какими соображениями вы руководствовались, когда в 2002 году открыли Рекламное Агентство «Мастер Промо», а два года спустя – Маркетинговое агентство «Результат»?

– Я по натуре беспокойный человек, мне нужно иметь проверку практикой своих идей. Плюс на тот момент рынка BTL-рекламы и культуры аудит-обслуживания в городе практически не существовало. Так что мы с партнерами – Володей Коптеловым, Олей Кудряшовой, Виталием Жандаровым – сочли целесообразным потренироваться в таких «стартапах».

– Среди ваших постоянных клиентов – такие крупные транснациональные компании, как МТС, Лукойл, Unilever, Норильский Никель. Как вашим рекламистам и маркетологам удалось их заполучить?

– Глобальные игроки тоже действуют на локальных рынках. И им тоже нужны компании, честно и качественно делающие свою работу. И наша репутация оказалась лучшей рекламой для них.

– Сегодня география деятельности ваших компаний охватывает десятки городов. У вас учатся бизнесмены от Москвы до Дальнего Востока. Какие принципиальные отличия вы видите в работе с ульяновскими и иногородними клиентами?

– Я не вижу принципиальных отличий между регионами. Везде есть люди умные и не очень, дельные или красующиеся, настоящие или «пустышки». Есть характерные особенности, связанные с географией и климатом, но не более.

– Некоторые ульяновские компании вы лично ведете почти десять лет. Как изменились их запросы, «выросли» ли собственники? Потребность в каких семинарах сегодня наиболее высока?

– Скажем так, старые клиенты перешли от тактических вопросов (управление издержками, продажами, кадрами) к владельческим темам. Выросли ли они? Безусловно. «ТАИС», «Ориентир», «Мозаика» – это совершенно другие компании, нежели десять лет назад.

Что же касается вопроса о востребованных темах… Как пошутил на тему интересных в будущем тем близкий мне по духу партнер Вадим Долгановский: «Кто я в этом мире, зачем все это и почему эта фигня происходит именно со мной?».

– Вы автор многочисленных методических разработок для собственников бизнеса, топ-менеджеров компаний, линейного персонала. Работа над какой темой оказалась для вас наиболее захватывающей?

– Знаете, что мне кажется самым страшным для современного владельца компании? Когда он смотрит вокруг, видит рост бизнеса и понимает, что опереться ему не на кого. Нет, он не маразматик, не зацикливает все на себя, многое отдает топ-менеджерам, но в них нет ни стратегического размаха под стать компании, ни личной силы… Вот мой самый большой вызов и проект – запустить систематическую программу подготовки руководителей, обучая их в сжатые сроки тому, что иные проходят лет за пятнадцать.

– Вы даете советы деловым людям, в частности, в плане тайм-менеджмента. Даже принимали участие в подготовке учебника по тайм-менеджменту для ГМК «Норильский Никель». А сами насколько овладели искусством управления собственным временем?

– Когда я не в командировках, то в 18.00 мой рабочий день обычно заканчивается. Хотя, случается, работаю и дома. А вообще на непосредственное управление своей компанией я трачу уже не более двух часов сухого рабочего времени в день.

– Ваши сотрудники говорят, что с таким руководителем, как вы, работать комфортно. И сами вы неоднократно подчеркивали, что вам повезло с командой. В чем, на ваш взгляд, секрет такой гармонии?

– Я с самого начала создавал компанию, в которой мне было бы комфортно работать и развиваться. Это и определило требования к людям, к отношениям в коллективе, к себе. А раз таков был изначальный план, то так оно и случилось.

– Когда планируете защитить диссертацию?

– Наверное, уже никогда. Я написал ее еще лет семь назад, но когда понял, сколько придется таскаться по ученым советам, приседать и говорить «ку»… И потом, меня ведь действительно знают и уважают в стране и без ученой степени. Медали и звания не делают из бестолочи специалиста. Хотя кто-то очень ценит «бантики»…

– Когда вы поняли, что не только знаете себе цену, но и пользуетесь спросом?

– Когда стал находиться в Ульяновске от силы неделю. А остальное время – в Москве, Владивостоке, Тюмени, Воронеже…

– Празднования в честь десятого дня рождения компании «Развитие» пройдут на Сицилии. Кому и как пришла в голову идея устроить юбилейные торжества на «родине мафии»?

– Я бы добавил, что это еще и родина Архимеда, место сосуществования трех сильнейших цивилизаций древнего мира – греческой, римской, карфагенской. Поле битвы первой Пунической войны… Так что это место много богаче и интереснее, чем принято считать.

– Вы автор более ста деловых публикаций в серьезных российских изданиях, в том числе в «Деловом обозрении». Недавно вы приятно удивили наших читателей, выступив в роли колумниста-ведущего рубрики «Уголок марсианина». Вы действительно чувствуете себя порой чужаком посреди симбирской действительности?

– Нет, чужаки обычно не понимают и нервничают. Иронизировать может, мне кажется, только свой в доску человек. Мне очень нравится Ульяновск. Это город без вычурности, без пафоса, утопающий в зелени. А сколько здесь жило (уехали, к сожалению!) и живет интересных людей! Так что вся моя ирония – от большой любви к городу и желания сделать жизнь чуточку лучше.

– Сейчас для вас интереснее всего кем быть – директором компании, бизнес-тренером, консультантом или разработчиком тренингов и семинаров?

– Сейчас интереснее всего быть папой. Это счастье!

– Девиз вашей компании – «Мы расширяем горизонты». А свои личные горизонты вы как планируете дальше расширять?

– Самозабвенно и настойчиво! Хочу научиться кататься на роликах, танцевать, ездить на лошади. Мечтаю объездить весь мир, написать как минимум десять хороших книжек, стать основателем какого-нибудь позитивного нерелигиозного учения. И до последнего дня заниматься тем, что мне в кайф.

Татьяна Задорожняя