Предпринимателя опасности подстерегают на каждом шагу. К счастью, на рынке есть множество компаний, работающих в сегменте в2в, которые могут минимизировать риски своих клиентов. Готовы ли ульяновские руководители, собственники бизнеса в полной мере принять эти методы защиты? Об этом шла речь на заседании круглого стола «ДО».
Участники круглого стола:
# Ильдус Аширов директор ООО «Фирма Приват»
# Ирина Безбородова учредитель ООО «Симбирскхлеб»
# Ирина Дементьева директор ООО «Лидер-Аудит»
# Олег Сайгушев начальник отдела по работе с малым и средним бизнесом ОАО АКБ «Росбанк»
# Денис Хлыстун генеральный директор Группы компаний «Крепость»
«ДО»: Бизнес – это риск по определению. Какие риски и опасности «поджидают» предпринимателей и их бизнес? Что и от кого нужно защищать?
Денис Хлыстун:
– Я занимаюсь бизнесом с 1998 года и за это время перенес многое: распад компании, рождение новой компании, начало бизнеса с нуля, кризисы, дефолты. Минимизировать риски помогает то, что мы всегда рассчитываем только на свои силы и собственные возможности. Стараясь сокращать и минимизировать издержки, мы не используем арендованные помещения, и транспорт, и инструменты – у нас все свое. Для выполнения работы высокого качества я сам и наши сотрудники периодически проходим обучение и повышение квалификации. Мы не пользуемся услугами временных работников со стороны – «шабашников», сезонных рабочих, поэтому можем гарантировать заказчику надежность и качество выполняемых работ. Вся техника и помещения у нас застрахованы – тем самым минимизируется риск значительного ущерба в случае чрезвычайного происшествия. Наши помещения находятся под круглосуточной охраной и видеонаблюдением. И у меня есть правило: не брать кредиты (хотя соблазн велик – предложений множество), жить надо по доходам.
В свою очередь, наша компания помогает сохранить имущество других предпринимателей: мы занимаемся монтажом и обслуживанием систем пожарной сигнализации и пожаротушения, продаем сопутствующее противопожарное, охранное оборудование – чтобы предприниматель мог минимизировать риски при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Мы видим, что сегодня в этом плане активизируется не только крупный, средний, но и мелкий бизнес – владельцы магазинчиков стали устанавливать видеонаблюдение, системы пожаротушения – там, где есть склады, и так далее.
Заметил, что за последние два-три года, особенно в кризисное время, собственники бизнеса стали больше заботиться о сохранности имущества своей компании. Сейчас нет такого: пожарный пришел, проверил, выписал предписание, и только после этого люди засуетились. Владельцы бизнеса сами ищут специализированные фирмы, приглашают специалистов для того, чтобы профессионалы провели своеобразный аудит – что им необходимо установить и прочее.
Что же касается страхования ответственности перед третьими лицами, то, считаю, его нужно сделать, как ОСАГО, тоже обязательным, причем это касается не только юрлиц. Конечно, у некоторых будут возражения, но, посмотрите, ОСАГО ведь поначалу тоже хаяли, но в итоге ты платишь две-четыре тысячи в год и ездишь спокойно, не думая о том, что в какой-нибудь «Майбах» въедешь и будешь всю жизнь выплачивать ущерб…
Ильдус Аширов:
– Исходя из моего девятилетнего опыта работы в бизнесе, я сделал вывод, что все риски предпринимателя можно условно разделить на две группы. Первая – это риски, связанные с бизнес-идеей, с ее актуальностью, востребованностью. У некоторых есть деньги, но они выбирают неправильную идею. Подчас человек, который решает заняться бизнесом, не имеет экономического образования, значит, ему необходимо найти людей, которые ему должны помочь. Считаю, что здесь большая ответственность ложится на представителей консалтинговых компаний.
Вторая группа рисков – это уже непосредственно предпринимательская деятельность. Здесь существуют как внешние, так и внутренние факторы риска. К последним относится сама личность предпринимателя. Чтобы преуспеть, нужны трезвая голова и холодное сердце. Но есть совершенно «безбашенные» люди, у которых, кроме амбиций, ничего нет.
Кроме того, риск – это неправильное экономическое планирование бизнеса, ошибки в технологических процессах, подборе кадров. Внешние факторы, которые в отличие от внутренних невозможно предусмотреть, – это политические и прочие обстоятельства. Например, ситуация с зерном, запрет его вывоза за пределы региона.
Рейдерские попытки захватить бизнес – это тоже внешний фактор. И если ты обратишься за помощью к «неправильному» охранному агентству – это тоже риск…
Олег Сайгушев:
– Наша задача – минимизация кредитных рисков, которые кроются в рисках бизнеса. Самый большой вопрос, с которым сталкивается предприниматель, – это поиск источников финансирования либо для начала предпринимательской деятельности, либо для развития существующего бизнеса. Многие думают, что проще занять деньги у знакомых или друзей, нежели обратиться в банк за кредитным займом. Между тем это достаточно рискованный путь. Банковские займы дают меньшие риски, потому что они находятся в правовом поле, и все возникающие спорные вопросы решаются цивилизованным методом. И банковские кредиты дешевле, чем займы третьих лиц. И потом: наличие положительной кредитной истории – немаловажный фактор при рассмотрении заявки на кредит.
Что же касается вопросов консалтинга, которые возникают у предпринимателей, то кредитные специалисты банка обладают достаточной квалификацией и могут помочь бизнесу проконсультироваться по вопросам текущего финансового анализа и так далее. Часто собственник ошибочно думает, что он владеет всей реальной информацией, слепо доверяя бухгалтерам…
Не все знают, что некоторые банковские продукты, например, бизнес-карта, позволяют снизить операционные риски, связанные с текущей деятельностью.
Что касается страховой защиты, то многие рассматривают ее как дополнительные расходы, между тем это дополнительная возможность минимизации рисков. Когда речь идет о кредитовании руководителя бизнеса, то мы предоставляем пониженную ставку, если его жизнь застрахована. Как ни странно, банк думает не только о возврате кредита, что вполне закономерно, но и о бизнесе предпринимателя, о судьбе его семьи, в конце концов.
На семинарах, которые организует банк для предпринимателей, мы будем рассказывать о способах оптимизации затрат предприятия. Немногие предприниматели рассматривают банк как партнера по стратегическому развитию. И напрасно.
Ирина Безбородова:
– Я лично убедилась, что в случае форс-мажорных обстоятельств банки идут на изменение условий кредитования, сотрудничество. В случае нарушения договорных обязательств их задача не начать судебный процесс, а реально помочь, тем самым укрепив партнерские отношения с предпринимателем. Сегодня банки заинтересованы именно в развитии бизнеса своих клиентов. Главное: не нужно скрывать свои проблемы, их надо обозначить и решить совместно с банком.
Олег Сайгушев:
– Для банка важны партнерские отношения с клиентом. Банк не ломбард, как многие думают: мол, есть у меня залоговое обеспечение и дайте мне денег! Банк – очень консервативная организация, мы тщательно подходим к финансовому анализу, бизнес-планированию. Что касается форс-мажорных обстоятельств, то к судебным разбирательствам мы стараемся прибегать крайне редко, у нас есть много методов регулирования – реструктуризация, пролонгация, отсрочки платежа. Клиенту не всегда нравится отслеживание банком ситуации в его бизнесе, но регулярный – раз в квартал, раз в полгода – финансовый мониторинг позволяет нам контролировать ситуацию и при необходимости выступить в роли консультанта, подсказать, помочь вовремя. Мы можем отговорить клиента от необдуманных решений, указав на возможные риски.
Денис Хлыстун:
– В нашей стране почему-то бытует мнение: стал предпринимателем – сам виноват! Занятие бизнесом – это всегда на свой страх и риск. Поддержка предпринимателей зачастую больше на словах и на пиаре. Я лично убедился, что бизнес в нашей стране делать очень сложно. Два года назад я был в Германии. Уж на что чопорная страна, но человеку, начавшему свой бизнес, здесь все преференции! Достаточно прийти в Торгово-промышленную палату и заплатить определенный взнос (который зачисляется на твой же расчетный счет), и тебе подготовят все учредительные документы, предоставят помещение, оргтехнику и даже… клиентскую базу.
«ДО»: Какие ошибки чаще всего допускают собственники на современном правовом поле?
Ирина Дементьева:
– Неправильное распределение прав, обязанностей, доходов между собственниками и контрагентами. Зачастую бездумное формулирование текстов учредительных документов, договоров, соглашений и т.п. «загоняет» бизнесменов в ловушки, которые иногда приводят к потере управления бизнесом.
Еще одна распространенная ошибка – незнание гражданского и налогового законодательства. Бизнесмены применяют необдуманные «налоговые схемы», которые ведут к серьезным финансовым потерям в виде штрафных санкций.
Естественно, грамотные юристы и налоговые консультанты могут помочь избежать подобных ошибок. Здесь главное – вовремя проконсультироваться у профессионала!
«ДО»: Какие современные методы защиты бизнеса вы можете назвать? готов ли бизнес в полной мере принять их?
Денис Хлыстун:
– Самый первый способ защиты бизнеса в нашей стране, я считаю, это разработка законов, которые читаются о-дно-знач-но! И чтобы некоторые контролирующие органы, например, налоговая инспекция, не принимали решения задним числом.
Ирина Безбородова:
– ООО «Симбирскхлеб» – еще очень молодая компания. В первую очередь ее необходимо защищать от своих же ошибок. Собственник и руководитель бизнеса должен обеспечивать стабильное развитие предприятия верно выработанной стратегической линией, умелыми тактическими шагами. В этом ему помогают качественное бизнес-образование, систематическая аналитика, грамотно подобранные и расставленные специалисты. Бизнес тогда защищен, когда есть собственная уверенность в успехе, в профессионализме и непотопляемый оптимизм.
Что касается внешних факторов риска, то они слишком многообразны и будут всегда, даже в самых благоприятных условиях. Но на то мы и малый бизнес: своей мобильностью, гибкостью и легкостью сумеем везде пробить себе путь.
Воспользоваться услугами компаний в2в сегмента, думаю, нам еще предстоит. Их цель – разрабатывать и предлагать такие продукты, от очевидной выгоды которых дальновидный руководитель не сможет отказаться. Это касается вопросов и финансовой, и правовой, и имущественной безопасности.
Денис Хлыстун:
– К сожалению, у нас, в отличие от той же Германии, власть и бизнес не партнеры. Если немецкий предприниматель развивает свое производство, модернизирует его, приобретает основные средства – станки и прочее, то государство компенсирует ему часть расходов. У нас же, если ты купил станок и официально принял его на баланс, то должен за него платить налог на основное средство, за амортизацию и т.д. О какой поддержке предпринимательства может идти речь?! Кто сидит близко к бюджетным деньгам, к власти, тому и развитие, и поддержка…
«ДО»: Какие действия должен предпринимать сам бизнес, чтобы минимизировать риски и динамично развиваться?
Денис Хлыстун:
– Чтобы бизнес динамично развивался и минимизировал свои риски, нужны квалифицированные, хорошо подготовленные специалисты, желающие не получать зарплату, а зарабатывать деньги. К сожалению, таковых сегодня очень мало.
Если у предпринимателя есть цель, если он хочет чего-то добиться, то его бизнес будет развиваться, как говорится, не «благодаря», а «вопреки». И никогда не надо забывать об имидже фирмы и социальной ответственности перед обществом, эти составляющие – своего рода капитал, который работает на развитие фирмы.
Ирина Дементьева:
– Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами защиты бизнеса и управления риском являются: страхование, резервирование средств, диверсификация, лимитирование (установление системы ограничений). Также одним из путей снижения риска является получение предпринимателем полной информации. Информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее.
На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь оптимального сочетания между уровнем снижения риска и необходимыми для этого затратами.
Ильдус Аширов:
– Есть такая поговорка: если больной хочет жить, то медицина бессильна. Если человек в бизнесе не случаен, если он занялся бизнесом не для простого времяпрепровождения или только для того, чтобы деньги заработать, то ему практически ничего не мешает делать дело.