Состояние городской культуры, перспективы ее развития – эту тему для разговора предложила наш корреспондент начальнику Управления культуры и организации досуга мэрии Ульяновска Геннадию Журавлеву.

– Геннадий Владимирович, входит в силу 83-й Федеральный закон «О бюджетных формированиях», от которого многие деятели культуры не ждут ничего хорошего. Можете ли Вы дать прогноз, что ожидает нашу культуру в связи с вступлением этого закона в действие?

– Если кто-то хочет поплакаться, поныть, сказать, что все плохо, а вчера было хорошо, то люди себя обманывают. Думать, что культура сегодня более доступна, чем будет завтра, – ошибочно. У нас есть уникальные и совершенно бесплатные выставки, но наблюдать на них толпы посетителей нам не приходится. У нас абсолютно доступные библиотеки, но читателей не так много, как хотелось бы. В целом, могу сказать, что у бюджетных учреждений культуры нет особых причин для беспокойства. Без финансирования они не останутся. Более того, ожидаются позитивные перемены. Например, мы планируем к 40 нашим библиотекам в Ульяновске открыть еще семь новых.

– Почему вдруг?

– Вырос новый микрорайон в северной части города, и там – ни одного учреждения культуры. Жители завалили нас письмами: где взять книгу? Есть микрорайон «Пески», он тоже без библиотеки, и она там будет. В замечательной ДШИ №10 откроется библиотека музыкальной литературы. Плюс к ним – еще четыре библиотеки. Только тогда Ульяновск будет на сто процентов обеспечен этим видом культурных учреждений.

– А музеи, театры – выживут ли они в новых условиях?

– Они всегда будут государственными. Что произойдет? Музей начнет понимать, сколько он стоит. К сожалению, наша почти бесплатная культура бесплатна с двух сторон: посетители получают ее за символические деньги, а работники культуры находятся на низком финансовом уровне. Это ненормально. Глава города Александр Петрович Пинков озабочен сейчас тем, как в течение двух-трех лет поднять зарплату работников культуры до средней по Ульяновску.

– Что будет с учреждениями дополнительного образования?

– По сути дела, в детских школах искусств у нас готовят дипломированных специалистов, которые имеют необходимую подготовку для поступления в средние специальные образовательные учреждения. Стоит это затраченных денег? Стоит! И родители вкладываются в будущее своих детей, понимая, что творческая личность завтра будет востребована. Обучение станет дороже? Наверное, да. Но от этого, скорее всего, меньше детей в ДШИ учиться не будет. Сегодня в них занимается творчеством 4850 человек, и каждый год прирост учащихся составляет по 250-300 человек. Для семей, которые не смогут себе позволить обучать там детей, создана городская программа «Одаренные дети». По ней наши таланты однозначно будут заниматься за счет бюджета. Кстати, готовим сейчас расчеты на 2011 год и учитываем, что в музыкальных школах не хватает инструментов. Будем их закупать и дадим детям то, что не смогут приобрести их родители. У нас, например, уже есть концертные рояли стоимостью в 2-3 млн. рублей. Это общественное достояние. Знаете мировую практику, когда музеи передают в пользование талантливым музыкантам уникальные инструменты? У нас будет примерно то же, и мы дадим возможность юным дарованиям заниматься на лучших в Европе музыкальных инструментах. Появилась необходимость в приобретении очень хороших итальянских баянов, чтобы наши дети могли соперничать на конкурсах с детьми из других городов, в том числе и зарубежных.

– Так совпало или это закономерность, но с Вашим недавним приходом на должность начальника Управления городская культура начала прирастать новыми учреждениями – ДК Железнодорожников, ДК УАЗ и так далее? В чем тут секрет?

– Я мало связываю с собой развитие нашей городской культуры по одной простой причине. Есть такая трава, которая выращивается на английских газонах: ее чем больше «приминают», тем она упрямее растет. То же происходит и в культуре. Вообще, культура сегодня является одним из позитивных средств лечения депрессии общества. Мне не очень нравится этот медицинский термин, но могу сказать, что я в числе других несу ответственность за духовное здоровье общества. Если оно не на высоком уровне, то меня надо заменить другим специалистом на этой должности. Именно я должен дать населению ощущение праздника жизни, возможность отвлечься от тяжелого труда в выходные дни, надежду на завтра

– То есть, Вы у нас «фабрикант грез»?

– Да, но в позитивном смысле. Когда на праздник в День города выходит 50-70 тысяч человек, которые общаются, видят что-то интересное, получают новые впечатления – это то, о чем мы говорим.

– Центр, или галерея современного искусства в Ульяновске, о которой Вы упоминали прошлой весной, – что это будет такое?

– Мы сегодня работаем с Московским Домом художника. В феврале планируем открыть с ними интересную выставку под названием «Февральская культурная революция». На ней предполагается представить порядка 100 работ. Это реалистические произведения художников Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Но как административный функционер считаю, что должен давать дорогу не только «реализму», но и всем направлениям в искусстве, воспринимать все художественные миры. Поэтому, если я не сделаю галерею современного искусства, то обделю 5-10% его создателей и ценителей. И такая галерея, а вернее, говоря современным языком, – сквот – будет. Уже сегодня мы ищем для него помещение. Сквот предназначается для творческой молодежи, для инциативных групп. Место там, совершенно бесплатно, найдут для себя все – и любители творчества Майкла Джексона, и аргентинского танца, и фотографы, и художники, и дизайнеры. Наша задача – дать им возможность реализовывать себя в любимом деле. Итогом этой деятельности должны стать выставки, акции, концерты, представления и многое другое.

– А как будут развиваться библиотеки?

– Их ждет мощная электронная волна. Все больше людей хотят получать информацию в электронном виде. Я, например, чаще обращаюсь к Интернету, нежели к традиционным книгам. Многие дети уже не представляют себе чтение без компьютеров. Оснастим ими до конца года шесть библиотек, которые их не имеют. Нам нужна межбиблиотечная сеть. Там будет электронный каталог, электронные книги и другие источники информации. Читатели, не выходя из дома, смогут делать в библиотеки запросы и получать ответы.

– Тем не менее книги, и хорошие книги, продолжают издаваться, и они востребованы. Фонды же большинства наших библиотек оставляют желать лучшего.

– Буквально на днях городской властью принято решение о муниципальной целевой программе «Развитие централизованной библиотечной системы города Ульяновска на 2011-2012 годы». По ней из городского бюджета на приобретение литературы будет выделено 18 млн. 890 тыс. рублей. Это примерно в три раза больше, чем было в прежние годы.

– Прошли сообщения в СМИ о культурной столице Европы в Ульяновске. Звучит невероятно. Вы как к этой идее относитесь?

– У нас, к сожалению, некоторые люди своеобразно воспринимают слово «Европа»: как Запад, который «тлетворно на нас влияет». На самом деле, наши связи с европейскими странами глубоки, и они всегда были. Это и переселенцы из Германии, которые привезли к нам свою культуру, и любовь в недалеком прошлом в России к Франции и всему французскому. Весь нынешний сентябрь у нас в городе прошел под знаком Германии: выставки, концерты, спектакли. А на прошлой неделе делегация от Ульяновска посетила немецкий город Эссен в Рурской области, который является сейчас «Культурной столицей Европы-2010». Делегацию возглавлял губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов. В ее состав входил мэр Ульяновска Александр Петрович Пинков. Поездка состоялась при поддержке Института Гете. Программа пребывания была насыщенной. Помимо посещения многочисленных мероприятий, выставок, концертов, наша делегация провела деловые встречи и с руководством Эссена, и с руководством программы «Культурная столица Европы». Нас впечатлили результаты реализации программы. Оказывается, в Рурской области за короткий срок число туристов выросло на 30-40 процентов. Зашла речь и о возможностях объявления Ульяновска «Культурной столицей Европы».Этому проекту была обещана поддержка. Глава Ульяновска пригласил экспертов бюро «Культурная столица Европы» приехать в наш города для консультаций и мастер-классов и получил от них на это согласие. Мы планируем написать заявку на 2020 год. На подготовку масштабного события уйдет от пяти до семи лет. Будем работать!

Беседовала Ирина Морозова