На одном из самых больших молочных предприятий Ульяновской области – мегаферме “Октябрьская” – объявили карантин из-за подозрения на туберкулез. Громкий инвестпроект обернулся миллионными убытками. И громким скандалом…

«Предприятие с помпой открыли в октябре 2008 года. В презентации приняли участие первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков и министр сельского хозяйства страны Алексей Гордеев. В гостевой книге мегафермы Зубков выразил свои впечатления: “Очень хороший проект, будущее молочного животноводства РФ рождается здесь”. И посоветовал другим регионам перенимать опыт ульяновцев.

Инвесторы – руководство холдинга “Красный Восток-Агро” – озвучили “планов громадье”: за три года в проект планировалось вложить три миллиарда рублей, создать 165 рабочих мест со средней зарплатой в 12 тысяч рублей (для ульяновской глубинки – приличная сумма). На мегаферму завезли коров известной голштино – фризской породы. За два года стадо здесь увеличилось в два раза – с полутора тысяч до 3285 голов. Предприятие, как и все другие ульяновские сельхозпроизводители, получало из бюджета субсидии на корм и другие нужды, предусмотренные властями.»

Приведенная в кавычках цитата взята нами из «Российской газеты». Этот бодренький в целом материал появился в федеральном СМИ после того, как на одном из ульяновских Интернет-порталов появилась о мегаферме «Октябрьская» информация совсем другого – сугубо негативного плана. О том, что господина Зубкова, а с ним и министра Гордеева по сути надули, показав им «потемкинскую деревню». Что миллиарды рублей, полученные из федерального бюджета на реализацию громкого (а у губернатора Морозова иных не бывает) проекта, вряд ли использованы по назначению, если даже забор вокруг фермы ее хозяева поставить не удосужились. А коровники представляют собой нечто напоминающее каркасы гигантских теплиц. И сходство это усугубляется тем, что на зиму(!) эти каркасы обтягиваются полиэтиленовой пленкой. И все! Никакого тебе отопления – коровы надышат. А что? Во всей Европе так делают, говорит корреспонденту «РГ» главный ветврач управляющей компании “Красный Восток-Агро” Ильдар Сулейманов. И корреспондент все это выдает на люди, даже не задумываясь о том, какой бред несет этот горе-ветеринар! Корова, какой бы супер-породы она ни была, жить в неотапливаемом коровнике при температуре минус пятнадцать градусов НЕ МОЖЕТ! Она же не лягушка, в анабиоз не впадает. Она – теплокровное, домашнее, животное. Ей тепло просто необходимо даже по той простой причине, что при отрицательной температуре в коровьем организме прекращается процесс лактации, и она – корова – просто не дает молока. И вообще, корову можно выводить на мороз, и это скажет вам любой зоотехник, только если за окном не ниже минус десяти, и только на один час. Но и то, нужно следить, чтобы животное двигалось – это же азбука! А в обтянутых пленкой летниках мегафермы жить зимой коровам нельзя. Они и не живут – погибают. Массово. Погибают и новорожденные телята. И их выбрасывают на свалку. Не церемонясь. Как в концлагере…

Впрочем, и статья в «РГ», и дикие объяснения главного «айболита» мегафермы, все это было потом. А сначала были ужасы. Настоящие ужасы. С фотографиями павших животных, которых попросту выбрасывают на свалку. С видами ям Беккере, которые содержатся словно простые помойки – без ограждений, в свободном, так сказать, доступе для людей и животных. А ведь в этих ямах зараза, в них сбрасываются трупы коров, зараженных туберкулезом. Кстати, о туберкулезе на мегаферме «Октябрьская», расположенной всего в нескольких километрах от жилых массивов Заволжского района Ульяновска, горожане тоже узнали лишь благодаря Интернету. А карантин на ферме был объявлен уже потом, когда тайное стало явным.

Естественно, что ульяновцы перепугались. Естественно, многие напряглись, поскольку ситуация с туберкулезом в нашем регионе и без того одна из самых худших в России, а тут еще и такое! К тому же, неизвестно точно, поступало или нет в продажу молоко от коров с зараженной фермы. Но, скорее всего, поступало, поскольку карантина не было, а, значит, не было и ограничений на поставки молока. Но туберкулез-то был, и это – вместе с черепами коров на свалке, открытыми ямами Беккере и коровниками концлагерного типа – уже неоспоримые факты!

Понятно, что владельцам фермы – агрохолдингу «Красный Восток» из соседнего Татарстана весь этот шум вокруг их мегахозяйства был крайне нежелателен. Холдинг переживает нелегкие времена, кое-где в прессе даже проходила уже информация о возможном банкротстве «КВ». А скандал с туберкулезом и массовым падежом животных может привлечь внимание прокуратуры, что означало бы для фирмы прокурорские проверки. И, возможно, очень неприятные последствия – ну не стоят обтянутые полиэтиленом «потемкинские» коровники полученных от государства миллиардов. Того и гляди, возникнет у прокуроров вопрос подстать тому, что звучит в одной из песен Высоцкого: «Где деньги, Зин?». И выяснится, что мегаферма «Октябрьская» на самом деле является гигантской стиральной машиной для отмывания денег, в которой бедным коровам отведена роль расходного материала и не более того. Застрахованного, кстати, материала. Потому, наверное, и содержатся они как в концлагере – чем скорее передохнут, тем лучше.

Возможно, поэтому и возникли целые бригады журналистов, готовых – работа такая, что делать? – услужить власти – угрозу надо было отводить. Вот и отвели, выдав на гора откровенную бредятину. Дескать, все в порядке, дорогие сограждане.

Не в порядке. И не будет в порядке до тех пор, пока власть, сросшаяся с крупным бизнесом, потворствует созданию мегаконцлагерей для элитных животных, пока во главу угла не встанет настоящая забота о сельском хозяйстве, а не о суммах «откатов», до тех пор, пока к власти не придут настоящие хозяева, а не временщики.

Александр ТОТЛЬБАУМ