Ульяновские власти просят торговцев убрать водку подальше от глаз покупателей, чтобы не было излишнего внимания к спиртному. Эксперты сомневаются в эффективности таких мер.

В Ульяновской области планируется ужесточить правила реализации алкогольной продукции в торговых залах. Целесообразность такой инициативы рассматривалась на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений под руководством главы МВД РФ Рашида Нургалиева в июне текущего года. В частности, на данном совещании предлагалось в рамках региональных законодательств ужесточить правила реализации водки и ликероводочных изделий, в частности, делать эту продукцию “не видимой” в торговых залах. В Ульяновской области эта инициатива была единогласно поддержана в ходе заседания областной рабочей группы по вопросам профилактики алкоголизма, сообщает пресс-служба облправительства.

В связи с этим правительство Ульяновской области предложило руководителям торговых организаций региона размещать алкогольную продукцию в торговых залах вне визуального ряда. Соответствующее обращение было направлено владельцам крупнейших торговых сетей области. “По словам специалистов, данная мера позволит сократить число спонтанных покупок и не привлекать излишнее внимание к данному виду продукции”, – говорится в сообщении.

В региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия агентству “Интерфакс-Поволжье” пояснили, что данное предложение носит рекомендательный характер. “Речь идет о том, чтобы стеллажи со спиртным не бросались в глаза, чтобы его покупали именно те люди, которые пришли в магазин именно за спиртным, а не те, которые пришли, скажем, за молоком и хлебом, но, увидев вино, решили купить “и бутылочку заодно”, – пояснил представитель ведомства.

Торговлю алкоголем в частности предлагают организовать в отдельном зале или, в крайнем случае, разместить стеллажи с алкоголем в самой глубине супермаркета. По словам собеседника агентства, одна из торговых сетей региона уже откликнулась на предложение облправительства: в ее супермаркетах спиртное продается на участке, огороженном рекламными щитами.

По мнению психологов, предложение по визуальной изоляции алкогольной продукции можно отнести к профилактическим мерам. “Дело в том, что человек с уже сформированной алкогольной зависимостью – проще говоря, когда человек алкоголем “запивает” какие-либо проблемы в жизни, когда алкоголем “спасается от одиночества”, когда алкоголь становится центральной фигурой в жизни, оттесняя все остальное на последний план и т.д., – так вот человек с алкогольной зависимостью в любом случае найдет, где купить водки или пива”, – пояснила Interfax-Russia.ru свою точку зрения психолог Юлия Кондратьева.

По ее мнению, если зависимость еще не сформирована, то отсутствие алкоголя “на глазах” – это именно его отсутствие. “В таком случает человек не будет лишний раз задумываться: “А не купить ли на всякий случай, а не выпить ли если что”. В каком-то смысле это как у ребенка: пока он не видит игрушку, он ее не хочет”, – считает собеседник Interfax-Russia.ru.

С тем, что “законченных алкоголиков пить не отучим” соглашается уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ульяновской области Константин Долинин. Однако он считает, что нововведение оградит от спиртного подростков. “Я неоднократно слышал от детей, что их сверстники покупают алкоголь только потому, что привлекательно выглядят этикетки”, – заявил газете “Новые Известия” омбудсмен.

Представители ульяновских торговых сетей в курсе предлагаемой новации, однако единодушной реакции от продавцов не последовало, и исполнять указание не они спешат. “Меня очень повеселило это нововведение, – признался журналистам бизнесмен Исаак Гринберг. – Согласно чиновничьей логике, если водку спрятать под прилавок, то люди перестанут ею интересоваться. С таким же успехом можно убрать куда-нибудь подальше хлеб или гречку – люди забудут о них, не купят, а значит, сэкономят деньги”.

Сомневается, что указание властей будет выполнено и депутат областного законодательного собрания кандидат медицинских наук Алексей Куринный. “Куда продавцы будут прятать алкоголь? Убирать с прилавков в коробки, уносить на склад, а потом вытаскивать оттуда по бутылке? Очень сомневаюсь, что магазины на это пойдут”, – заявил парламентарий.

Предложение ульяновских властей вызвало недоумение и у экспертов алкогольного рынка. “Есть четкий перечень требований к местам продажи алкогольной продукции и не совсем понятно как будет реализовываться на практике это нововведение”, – заявил Interfax-Russia.ru председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По его словам, в крупных торговых точках и так для продажи алкоголя организованы отдельные секции. “А что делать другими торговыми точками, где это реализовать невозможно, однако они отвечают всем федеральным требованиям?”, – задается вопросом Добров.

Он также не согласен с посылом о том, что человек, придя за молоком и хлебом, при виде бутылки водки не сможет удержаться от покупки. “Говорить о том, что бутылка водки – спонтанная покупка – не совсем корректно”, – считает председатель правления СПАП.

С этой точкой зрения согласен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. “Алкоголь не относится к спонтанным покупкам. Его не покупают попутно с солью и спичками”, – пояснил Interfax-Russia.ru руководитель ЦИФРРА.

Кроме того, говорит Дробиз, не понятно каким образом можно сделать незаметным для покупателя крепкие напитки в крупном магазине, где алкогольная продукция, как правило, насчитывает несколько тысяч образцов. “Это абсудрд”, – считает директор Центра исследований, назвав предложение ульяновских властей “наивной ограничительно-запретительной мерой, носящей, скорее всего, популистский характер”.

К тому же, по мнению Дробиза, такие меры, к которым относятся и запрет на продажу алкоголя ночью, не снижают уровень алкоголизации, под которым подразумевается снижение уровня потребления на душу населения. “Ограничительные и запретительные меры скомпрометировали себя во всех странах мира. Ни одна такая мера не привела к позитивному результату”, – говорит собеседник Interfax-Russia.ru. В качестве примера он привел скандинавские страны, где за последние 40 лет, несмотря на все принятые меры, включая ограничение на продажу крепких спиртных напитков, уровень алкоголизации вырос в разы. Руководитель ЦИФРРА убежден, что ограничительные меры не сработают. “Необходимы только воспитательные меры”, – считает Дробиз.

Между тем, ульяновские власти выступили с инициативой внесения соответствующих дополнений и в федеральное законодательство. В частности, п.5 закона “О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” предлагается дополнить словами: “Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в обособленной части торговых помещений, предназначенной исключительно для розничной продажи алкогольной продукции”.

Предложения по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, предусматривающее ужесточение правил реализации алкогольной продукции в части изъятия ее из визуального ряда, региональное правительство направило председателю Законодательного собрания Ульяновской области Борису Зотову.

К слову, в прошлом году региональные власти уже выступали с предложением законодательно ужесточить ограничения на продажу алкоголя. Предлагаемые изменения касались, прежде всего, расширения перечня ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции. В частности, предлагалось внести в перечень все виды спиртосодержащей пищевой продукции, которая содержит более 1,5% этилового спирта. На данный момент этот список включает только алкогольную продукцию крепостью выше 15%. Предлагаемое изменение позволило бы закрепить ограничение на продажу пива, джин-тоников и других содержащих продуктов менее 15% алкоголя.

Также ульяновские власти предлагали повысить возрастной ценз на продажу алкоголя до 21 года включительно и ввести полный запрет на продажу алкогольной продукции в местах массового скопления граждан и в киосках.

В самой Ульяновской области уже несколько лет действует ряд ограничений на продажу алкогольной продукции крепостью выше 15%. К примеру, крепкое спиртное здесь не продают с 20:00 до 8:00. А пять дней в году крепкое спиртное не продается и в дневные часы: 25 мая в школах региона проходит последний звонок, 1 июня – Всемирный день защиты детей, 12 июня – День города (Ульяновска), а 12 сентября стартует региональная акция “Роди патриота в День России”.

Напомним, что президент РФ Дмитрий Медведев объявил борьбу за снижение потребления алкоголя одним из приоритетов государства. В августе прошлого года он назвал алкоголизм “национальным бедствием” и выдал ряд поручений правительству, в частности, разработать концепцию госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма в России.

При этом глава государства неоднократно подчеркивал, что с пороками общества нельзя бороться одними запретами. “Я не люблю решать проблемы при помощи метода “убрать с прилавка”, – заявлял, в частности, Медведев на январском заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики. “Убрать с прилавка – это не значит решить проблему. Касается ли это табака, алкоголя или чего-то другого. Нам нужно создать позитивную мотивацию к тому, чтобы наши граждане вели нормальный и здоровый образ жизни”, – отметил президент.

Он подчеркнул, что ни в коем случае нельзя проводить преобразование с помощью запретов. “Этими запретами вымощена дорога в известном направлении”, – заметил глава государства. “Действовать надо умно, но жестко”, – рекомендовал Медведев.

Обозреватель Анастасия Николаева