Кто-то, возможно, скажет, что возвращение к теме мартовских выборов, это все равно, что махать кулаками после драки – поезд уже ушел. Но поезда, как известно, не уходят в никуда, и при желании любой из них можно не только догнать, но и развернуть в обратную сторону. А возврат к выборной теме как нельзя лучше объяснит сегодня другая поговорка – цыплят по осени считают…

То, что выборы в Ульяновске минувшей весной не были ни чистыми, ни честными, осталось незамеченным только официальными властями города и региона да руководством регионального политсовета партии «Единая Россия». Что, собственно, легко объясняется тем, что как раз кандидаты от правящей партии больше всех (и в массовом порядке) и нарушали предвыборное законодательство. Нарушали открыто, не таясь, словно знали (и, наверное, знали) что и власть, и партия не дадут их в обиду, прикроют всей мощью своей и от конкурентов, и от судов.

Так оно, в общем, и было. В ходе предвыборной кампании представители ульяновской оппозиции и кандидаты, неугодные власти, прямо говорили о нарушениях со стороны кандидатов от «ЕР». А Николай Доронин, тогдашний лидер Ульяновского реготделения «Справедливой России» публично отказался от предложения главного единоросса области Игоря Тихонова подписыать соглашение о честных выборах.

– Подписывать я ничего не буду! — отрезал тогда лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Николай Доронин. — Это бесполезно!

Не подписали то соглашение и другие участники предвыборной гонки. Опираясь на опыт прежних выборных баталий, все понимали, что выборы честными и чистыми не будут.

И не ошиблись.

Различных нарушений законодательства о выборах было в ходе предвыборной кампании, что называется, немеряно. И большая их часть приходилась на долю кандидатов от «Единой России». Их конкуренты обращались и в суды, и даже напрямую – с открытыми письмами – к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву. Но, казалось, ничто не может сбить с пути напролом прущего к победе медведя с логотипа «ЕР» – суды даже явных и грубых нарушений закона в упор не хотели видеть, а президент… ну до таких ли мелочей ему дело!?…

Кандидатов-неединороссов снимали с выборов, против них использовались технологии черного PR. А те, кто ехал к выборам в «вагоне» «Единой России», предварительно оплатив свой проезд еще во время праймериз, подкупали избирателей, дарили им подарки, совершенно не заботясь о законности своих деяний.

Пришел март. Выборы выиграла команда «Единой России».

«Мы еще раз доказали, что «Единая Россия» – это единая команда, единый коллектив, который может достигать высоких результатов. Избиратели оказали нашей партии, нашей команде всеобъемлющую поддержку, доверие, и теперь нам, избранным депутатам, новому мэру держать перед ними ответ. Поэтому мы с вами будем работать системно, изо дня в день, чтобы оправдать это доверие» – ликующе подытоживал тогда секретарь регполитсовета «Единой России» Игорь Тихонов.

«Выборов не было! Было состязание, кто больше приведет и привезет людей на избирательные участки. Имели место подкуп избирателей, агитация в день выборов, черные технологии.» – словно кричал ему в ответ лидер ульяновских «эсеров» Николай Доронин. Но только криком, точнее, громкой констатацией нарушений для кандидатов от «СР» все и закончилось – никакого продолжения эта констатация не получила.

Не поднимала шума и местная организация ЛДПР, лидер которой, Геннадий Бударин даже не афишировал во время выборов своей принадлежности к партии Жириновского. За что, вероятно, и получил впоследствии от губернатора должность, имеющую непосредственное отношение к системе городского ЖКХ.

А вот КПРФ отмалчиваться и принимать все как должное не стала. Партийный кандидат Алексей Рябов, получив отказ на свои жалобы в суде в Ульяновске, обратился с жалобой на нарушения выборного законодательства в… Страсбургский суд по правам человека. И высокая международная судебная инстанция, как правило, избегавшая до этого рассмотрения дел о муниципальных выборах в РФ, жалобу ульяновца приняла к рассмотрению, присвоив ей номер 24479/10 – знать слишком уж вопиющими показались европейцам нарушения прав избирателей в далеком от Франции Ульяновске. И теперь остается ждать, когда жалоба будет рассмотрена.

Создан прецедент. Такого в Ульяновске еще не бывало. И областным властным лицам, грезящим о международной известности региона, подобное (особенно незадолго до окончания срока полномочий губернатора Морозова) такое и в страшном сне присниться не могло. Ведь, если только представить, что международный суд удовлетворит жалобу Алексея Рябова, то, что из этого может получиться? Много, чего. Например, встанет вопрос о легитимности городской Думы, поскольку в принятии ее решений принимал участие незаконно избранный депутат. Далее могут возникнуть серьезные вопросы к судьям, проявившим удивительную, избирательную какую-то слепоту при рассмотрении жалоб и заявлений кандидатов в депутаты во время выборной кампании 2010 года. Ничего хорошего это не сулит и губернатору Ульяновской области, предоставившему международному сообществу возможность обвинить российские власти в отсутствии демократии, которую президент Медведев поторопился назвать уже не только суверенной, а еще и рентабельной. Ну, и, естественно, все это наотмашь хлестнет по вконец расшатанному имиджу «Единой России», и вообще наделает немало неприятностей всем тем, кто считает себя недосягаемым для Закона. Впрочем, не будем строить прогнозов, а просто дождемся окончания этой беспрецедентной истории…

Александр СЕМЕНОВ