Эта новость сотрясла «Авиастар» как удар огромной кувалды: авиакомпания «Атлант-союз» – единственный заказчик самолетов Ту-204СМ —отказывается от покупки этих крылатых машин. Расторжение контракта может привести (и, скорее всего, приведет) к окончательному закрытию производства самолетов «Ту» в России, и – как следствие – к полному параличу ульяновского предприятия «Авиастар». Со всеми вытекающими последствиями, которые неминуемо скажутся и на работниках предприятия, и на экономике города и региона в целом – прощай, Авиационная столица России….

Контракт на 15 самолетов Ту-204СМ «Атлант-союз» подписал с лизинговой компанией «Ильюшинфинанс» (ИФК) летом прошлого года. И вот теперь решено не покупать самолеты – в ИФК поступило письмо перевозчика об отказе, подтвердил гендиректор компании Александр Рубцов.

Не сошлись по цене, объясняет представитель «Атлант-союз»: ИФК просила за один самолет более 50-и миллионов долларов, «Атлант» хотел скидку, но производство самолета очень затратно и снизить цену было невозможно, объясняет Рубцов. И контракт был расторгнут…

Сейчас на самолет Ту-204СМ заказчиков не осталось. Вроде, ИФК ищет новых покупателей, но работникам «Авиастара» от этого не легче – над предприятием реально нависла угроза полной остановки.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала производить Ту-204СМ до 2020 г., пока на рынок не выйдет современный аналог МС-21. Но теперь планы будут скорректированы. И если до конца года не будут найдены покупатели на Ту-204СМ, то его производство, скорее всего, будет прекращено, сообщил представитель ОАК.

Самолеты «Ту» были основой флота у советского «Аэрофлота» и долгое время — у российского. Сейчас они полностью выведены из парка «Аэрофлота». Крупнейшим эксплуатантом этих самолетов является «Ютэйр» (28 Ту-134 и 20 Ту-154). Главная претензия перевозчиков — слишком большой расход топлива. Среднемагистральный Ту-204/214 начал серийно выпускаться в 1986 г.; выпущено более 50 машин. Больше всего таких лайнеров в парке Red Wings (восемь), «Владавиа» (шесть), «Трансаэро» (три). Жалоб на Ту-204 немало: частая поломка двигателей, нехватка комплектующих. Все это – при очень высокой цене. Поэтому российские перевозчики предпочитают закупать подержанные «Боинги», нежели новые «тушки». И никакие путинско-медведевские разговоры о необходимости возрождения российского авиастроения не принимаются во внимание – российские самолеты направленно вытесняются с рынка. Причем, первые лица государства, на словах ратующие за поддержку отечественного производителя и развитие российского авиастроения, активно этому вытеснению способствуют. Не так давно Владимир Путин подписал договор на поставку в Россию 50-и машин семейства «Боинг» – это ли не удар по отечественному авиапрому?

Возможно, цена и нарекания на качество ульяновских самолетов, это есть лишь внешнее оформление конкурентной борьбы Ту-204 и самолета МС-21 «Иркут». И Ту ее проиграл, превратив тем самым идею губернатора Морозова сделать Ульяновск авиационной столицей России в очередной мыльный пузырь. Крушение «Авиастара» ставит жирный крест не только на ней, но, возможно, и на Ульяновской области как на крупном промышленном регионе. События последних дней уничтожили даже призрачные надежды на подъем – обещание столичного мэра заказать полтора десятка «тушек» теперь уже обещанием и останется – Лужков больше не мэр столицы. Вряд ли суждено исполниться планам возрождения производства в Ульяновске «Русланов». Оснастки, чертежей, специалистов – много чего не хватает для возобновления производства. А посему нет и четкой перспективы развития, расширения, возрождения. Зато теперь есть реальные шансы потерять не только крупнейший в Европе авиазавод, но и целую отрасль промышленности, оставить без средств к существованию тысячи высококвалифицированных специалистов (сейчас на авиазаводе трудится около 10,5 тысячи человек) и членов их семей. Вместе с тем бюджеты города и области лишатся многомиллионных налоговых отчислений как сот юридических, так и от физических (НДФЛ) лиц. И это будет катастрофой, сравнимой по масштабам с потерей Саяно-Шушенской ГЭС.

А можно ли что-то сделать, чтобы спасти положение? Можно, и пути решения проблемы уже не раз предлагались коммунистами. Например, национализация отрасли. Второй путь – это отказ от закупки «Боингов» и прочего летающего металлолома зарубежного производства – мы сами умеем строить хорошие самолеты. А главное – это путь борьбы самого коллектива «Авиастара» за сохранение предприятия – будем молчать, значит, потеряем все…

Виктор СЕРОВ