Сегодня в Законодательном Собрании области состоялось первое публичное выступление начальника Управления внутренних дел по Ульяновской области Андрея Петровича Ларионова.

Решение о регулярном отчете о деятельности органов внутренних дел перед ЗСО глава УВД принял еще три месяца назад, когда его официально представляли Губернатору – Председателю Правительства Ульяновской области Сергею Морозову и Председателю Законодательного Собрания Борису Зотову.

Важность подобного взаимодействия между двумя ветвями власти обусловлена тем, что именно в законодательном собрании решаются основные вопросы взаимодействия с органами внутренних дел и нормотворчества.

В своем выступлении Андрей Петрович доложил об оперативной обстановке в области, основных проблемах, стоящих перед органами внутренних дел, и путях их решения:

«В целом ситуация с охраной общественного порядка на территории Ульяновской области складывается достаточно благополучно. Мы прогнозировали снижение преступности на девять месяцев, и наши ожидания оправдались.

На сегодняшний день в Ульяновской области на одну тысячу населения приходится 9,4 преступления. Это ниже показателей и по Приволжскому Федеральному округу (12,7 преступлений на 1000 населения), и по России в целом (12,5). Необходимо отметить, что с 2006 года число зарегистрированных преступлений продолжает снижаться. За восемь месяцев текущего года зарегистрировано чуть более 12000 преступлений. Это почти в два раза меньше показателей аналогичного периода 2006 года и на 17 процентов ниже аналогичного периода 2009 года. Количество наименее латентных преступлений – убийств, нанесения тяжкого вреда здоровью, разбоев и грабежей – тоже сокращается.

Растет количество заявлений, поступающих в органы внутренних дел. По сравнению с 2006 годом число обращений граждан увеличилось в два раза, но количество зарегистрированных по ним преступлениям снижается. При этом не должно возникать вопроса о том, что милиция пытается «лакировать» или скрашивать ситуацию, не регистрировать преступления. Мы находимся под жестким надзором прокуратуры, которая выявляет укрытые от учета преступления. В основном это преступления, укрытые путем отказа в возбуждении уголовных дел. Количество таких преступлений, выявленных прокуратурой, по сравнению с прошлым годом снизилось со 189 до 85.

Очень серьезные вопросы, волнующие сегодня общественность – это безопасность дорожного движения, игорный бизнес и борьба с алкоголизацией населения.

За восемь месяцев текущего года удалось выявить и изъять из незаконного оборота 25 тонн фальсифицированной водки и спиртосодержащих жидкостей (в прошлом году – 14 тонн). В сентябре дополнительно было выявлено еще 70 тонн спирта и спиртосодержащей жидкости, изъято из одного места хранения 90 тысяч бутылок готовой водки различных наименований.

Проблемными остаются вопросы по уличной и так называемой «пьяной» преступности. Число преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, по-прежнему достаточно высокое, причем его прирост за истекшие восемь месяцев составил 34%. Поэтому все инициативы администрации, Правительства области, Губернатора, направленные на борьбу с алкоголизацией, Управление внутренних дел не только поддерживает, но и само ведет активную работу в этой сфере.

Сейчас мы активно занимаемся профилактикой преступлений, совершаемых повторно лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел: как ранее судимыми, так и условно осужденными и условно-досрочно освобожденными. Здесь складывается очень интересная ситуация, необходимо решить множество чисто милицейских вопросов, которые касаются индивидуальной профилактики с конкретными лицами, а также программ, принятых Правительством и выполняемых на территории Ульяновской области.

Ведется большая работа по укреплению материальной базы органов внутренних дел в целом: в плане технического оснащения, оснащения организационной и специальной техникой. Но необходимо отметить, что из 228 помещений для приема граждан, расположенных на территории области, сегодня 96 требуют капитального ремонта. Масштабная работа проводится по капитальному ремонту отделов и подразделений милиции. На сегодняшний день в Ульяновской области нет практически ни одного типового отдела внутренних дел. Все они приспособлены, ремонтируются для того, чтобы соответствовать нормам и требованиям федеральных законов. Практически во всех органах внутренних дел, в зданиях необходимо провести еще раз реконструкцию, чтобы обеспечить нормы содержания доставленных лиц, хранения оружия и работы дежурных частей. Эту работу мы осуществляем. Из всех изоляторов временного содержания, находящихся на территории области, только один – областной – отвечает нормам федерального закона. Все остальные либо приняты с замечаниями, либо не соответствуют нормам, и мы проводим мероприятия по их закрытию.

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, также снизилось, причем тенденция к сокращению продолжается. Министр внутренних дел России, Председатель комиссии по профилактике преступлений несовершеннолетних вчера провел очередную видеоконференцию. Снова вопросам борьбы с подростковой преступностью уделялось серьезное внимание. В Правительстве Ульяновской области мы тоже проводили круглый стол и обратили внимание на необходимость усиления профилактики подростковой преступности через индивидуальную работу с каждым конкретным правонарушителем.

Необходимо отметить, что ранее из всего числа преступлений несовершеннолетних половину совершали те, кто не состоит на учете в ПДН. Потом их число составило уже две трети. Теперь уже можно сказать, что среди подростков, совершивших преступления, три четверти не состояли на учете в органах внутренних дел.

О чем идет речь? С детьми, которые попали на учет и в поле зрения социальных структур, мы занимаемся. Количество подростков, совершающих преступления повторно, снижается. Но растет число несовершеннолетних нарушителей закона, которые не находились под наблюдением ни социальных структур, ни педагогов, ни медиков, ни органов внутренних дел. Вот здесь и необходимо говорить об индивидуальной и ранней профилактике. Кто-то должен выявить этого ребенка и провести с ним работу еще на стадии мельчайших нарушений, до того, как тот совершит серьезное преступление. Этим мы будем активно заниматься.

Наверное, пришло время увеличить возраст детей, прописанный в Законе Ульяновской области № 23, до 18 лет. В 27 регионах и субъектах Российской Федерации это уже сделано. Принятие таких мер повлияет на улучшение обстановки в подростковой среде на территории Ульяновской области.

Преступность несовершеннолетних снижается, но, к сожалению, количество подростков, совершивших преступление в возрасте от 16 до 18 лет, остается достаточно высоким.

По закону Ульяновской области 3977 родителей привлечены к ответственности. К сожалению, количество привлеченных юридических лиц небольшое: за восемь месяцев – всего 24. В первом полугодии эта работа фактически не проводилась, но за девять месяцев их будет уже 36. Этому направлению мы и дальше будем уделять особое внимание.

Теперь о рецидивной преступности. Анализ показывает, что практически каждое второе преступление – 51,8% – совершают лица, ранее уже преступавшие закон. Органами внутренних дел проводится профилактическая работа. Здесь важную роль играют вопросы трудоустройства, занятости категории граждан, которые освобождаются из мест лишения свободы. Более 62% лиц, совершивших преступления, не имеют постоянного источника дохода. В структуре преступности большую часть составляют, конечно, имущественные преступления, в основном кражи.

По противодействию экстремизму. Здесь на сегодняшний день есть очень много серьезных вопросов. В целом по России обстановка не очень стабильная и благополучная. За 8 месяцев 2010 года органами внутренних дел принято участие в обеспечении правопорядка при проведении 226 различных мероприятий. Сотрудникам милиции приходится проводить очень много профилактической работы. Где-то это вызывает недопонимание. Обещаю, что мы будем работать в рамках закона, обеспечивать охрану общественного порядка при проведении всех мероприятий. Но в то же время необходимо сказать, что при проведении массовых мероприятий различной направленности, а их за эти 8 месяцев состоялось 520, присутствовало до 400 тысяч человек и привлекалось более 35 тысяч сотрудников органов внутренних дел. Милиционеры привлекались во внеурочное, дополнительное время кроме службы. Эта работа сотрудникам органов внутренних дел никак не оплачивается и не возмещается.

В настоящее время проходит активная фаза реформирования органов внутренних дел, и одной из его задач является сокращение штата. В этом году мы должны сократить 1054 сотрудника, резерв из 600 единиц уже создан. В ближайшие недели будет подписан приказ о сокращении еще 400 единиц. В текущем году нам удалось, как мы и обещали, провести сокращение без работы «по живому»: ни один сотрудник органов внутренних дел под сокращение не попал. Но, тем не менее, на следующий год мы должны будем уволить еще тысячу единиц. Сокращение на 22% коснется всех служб, как это указано в нормативных документах. Мы пытаемся пройти по тем службам, которые непосредственно не работают над раскрытием преступлений и профилактикой. Тем не менее, под сокращение попадут все: и участковые уполномоченные, и инспектора ПДН, и сотрудники ГИБДД. Здесь важным моментом является техническое оснащение органов внутренних дел.

Далее по игорному бизнесу. На июль 2010 года было изъято 200 игровых автоматов, теперь уже 360. Эту работа будет продолжаться На территории Ульяновской области зарегистрировано 39 клубов, которые имеют лицензию на осуществление лотерейной деятельности. Здесь мы ждем вступления в силу закона. Возможно, придется в законодательном порядке определить места, где эти клубы могут открываться.

По безопасности дорожного движения ситуация на сегодняшний день остается сложной, в том числе и из-за недостатка количества инспекторов ГИБДД. По Указу Президента от 1991 года у нас их было всего 50% от штатной численности. Теперь их число должно сократиться еще на 22%. Здесь важную роль играет вопрос оснащения техническими средствами, в том числе алкотестерами, местами для проведения наркологического освидетельствования и приборами фиксации нарушений правил дорожного движения.

Остаются открытыми вопросы финансирования. Но, должен сказать, за последние месяцы эти вопросы понемногу решаются, как по федеральному, так и по местному бюджету. Мы находились в долгах перед областью по обеспечению горюче-смазочными материалами. Весь бензин, который положен по федеральному бюджету, в последние месяцы был получен. Теперь уже мы перекроем долги по ГСМ.

Очень много вопросов вызывает оптимизация управления. На сегодняшний день принято решение по объединению отделов внутренних дел по Барышскому и Базарно-Сызганскому районам. На стадии решения находятся вопросы объединения Радищева и Новоспасска, Карсуна и Сурского, Инзы и Вешкаймы, Павловки и Старой Кулатки. Скорее всего, из таких маленьких отделов будут формироваться более крупные, на территории других районов будут созданы отделения внутренних дел. В соответствии с требованиями Президента и Приказа Министра внутренних дел, на 50 тысяч населения должен функционировать городской отдел внутренних дел, на 30 тысяч – районный. При этом мы не бросим территории без внимания органов внутренних дел. При объединении двух отделов сокращается только шесть руководителей: начальник и пять его заместителей. Сокращается начальник ГИБДД, инспектор административной практики. Это количество людей можно вывести на дороги. Если касаться безопасности дорожного движения, по некоторым отделам получалось, что этими вопросами занимались начальник ГИБДД, инспектор административной практики, инспектор профилактики и два инспектора ДПС. Вот такой перекос мы должны устранить. Оставить наибольшее количество участковых уполномоченных, оперативников уголовного розыска, дознавателей и следователей, а количество руководителей сократить».