Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

Юрий Соломин не играл в спектаклях Малого театра, гастроли которого прошли в Ульяновске с бешеными аншлагами. Но за два дня успел многое: провести мастер-класс со студентами актерского отделения, посетить детдом, автозавод (где ему подарили «уазик», который он в свою очередь презентовал нашему министерству лесного хозяйства «на борьбу с пожарами»), встретиться с губернатором.

И пообщаться с журналистами. «Отдышусь в поезде и, может быть, посплю, – помечтал Юрий Мефодьевич. – А потом – работать, работать и работать».

– У художественного руководителя Дома Островского наверняка есть любимые пьесы этого драматурга. Чем они вас цепляют?

– Я люблю все пьесы Островского. Ведь 47 пьес – и две в соавторстве – надо умудриться написать, вы понимаете? И все идут до сих пор! Все – в истории театра, в истории литературы. Сейчас в репертуаре Малого театра 12 названий – спектаклей по Островскому. Это много. Но мы хотим хотя бы за двадцать «перевалить». Островский и в СССР, и в России лидирует в репертуарах театров как драматический автор. Пока его никто не переплюнул. Почему? Спросите у народа.

– А вы как думаете – почему?

– Островский – это широкая русская речь, которую стали забывать. Я еще не запомнил ни одной рекламы: в них так невнятно говорят – понять невозможно. И в жизни мы стали говорить либо быстро, либо неизвестно куда. Для меня музыка Островского – прежде всего его речь. Вот недавно позвонили и сказали, что новый посол из Бангладеш просит у меня аудиенции. Мы подружились, они с женой посмотрели массу спектаклей в Малом. Они прекрасно изъясняются на русском и говорят, что именно на спектаклях Малого учились говорить по-русски. Не артистов наших слушали, не режиссеров (а то скажут, что я расхвалился) – нет! Слушали язык Островского, Чехова, Тургенева, Достоевского… И подобное мне говорили многие иностранные послы в России.

– Малый театр и Ульяновский театр драмы – практически ровесники. Как вам понравился наш театральный дом?

– Впечатления хорошие. Хожу по фойе и все время радуюсь-восхищаюсь, как маленький. Потому что знаю: ремонт – дело очень сложное. Сейчас Малому театру предстоит даже не реконструкция, а сохранение всего того, что было. Есть указы президентские, есть деньги. Совести нет у строителей. Поэтому сейчас мы приостановили ремонт и ведем тяжбу со строителями. Где большие деньги, там большая ложь, там большие взятки (не нам, разумеется). Идут постоянные проверки, но почему-то проверяют не их, а театр, который, собственно, на строителей и пожаловался.

– Вы как художественный руководитель театра можете назначить себя на понравившуюся роль или дадите шанс режиссеру?

– Могу, естественно. Я даже могу себе прибавку к зарплате сделать. Уверяю вас, никто возражать не будет. Но я этого не делаю. Передо мной последним художественным руководителем Малого театра был Михаил Иванович Царев. Это был дипломат. Так случилось, что в последние годы он поручал мне такие вещи, о которых я даже не могу говорить. Его ведь снимали с должности, давили на него… И когда я шел в верха с просьбой от Малого театра, меня везде принимали. И я с удовольствием пытался что-то сделать. Потому что Михаил Иванович был хороший художник и руководитель. Так вот, он никогда не играл много. Раз в три года – одну новую роль. И я взял себе это за правило. Кстати, я получил в 1985 году его квартиру. Крыша текла как при нем, так и при мне. За десять лет третий раз делаю ремонт. Его вдова живет в том же доме (это первый кооператив Малого театра, еще довоенный, но сейчас актеров в нем почти не осталось). Когда Царев умер, оказалось, что в семье ничего нет – ни дачи, ни сбережений, ни богатств.

– Но ведь актеры такого ранга должны все это заработать!

– А у меня есть главное – интерес зрителя. Когда я ругаюсь с кем-нибудь, всегда говорю: «Знаете что? Если я уйду на пенсию, то меня народ прокормит». На рынке с меня денег не берут, клянусь вам. Говорят «У нас нет цветов – возьмите» и дают ящик помидоров. А если серьезно: не всегда надо хапать. Надо и отдавать. Читайте десять заповедей – там все написано.

– Наши краеведы и мы вместе с ними гордимся связями с Малым театром. Тем, что в 1806 г. у нашего симбирского помещика Александра Емельяновича Столыпина по велению императора были куплены крепостные актеры, которые составили костяк труппы Малого театра, что в Симбирске родился отец знаменитой Ольги Осиповны Садовской, что главным режиссером Малого театра с 1947 года был уроженец села Базарный Сызган Константин Александрович Зубов, что к нам приезжала великая Мария Николаевна Ермолова и работала замечательная Дарья Васильевна Зеркалова, что сам Александр Николаевич Островский на четыре дня заезжал в Симбирск…

–…и еще моя жена из вашего города родом. Не знали?

– Нет. Зато все знают о вашей работе в «оскароносном» фильме «Дерсу Узала» знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы.

– Куросаву мне Бог подарил. Я первый и последний европейский артист, который у него снимался. Я перед ним преклоняюсь. Считаю, что в кино это мой учитель. Он раскрыл мне карты, которые не один ВГИК не раскроет. Он прорубил для меня заветную «дырку Петра» в Европу и дал мне выход на мировой экран. 96 стран закупили в 1975 году этот фильм. «Оскар» просто так не дается. Его надо заработать. Это вам не наша «Железная маска», ну «Золотая» то есть. Куросава заработал. Общение с ним было счастьем – 30 лет мы дружили. И скажу вам откровенно – меня в Японии знают до сих пор. С его легкой руки я и режиссурой начал заниматься. Наверно, с его же легкой руки коллектив театра избрал меня художественным руководителем. И вот уже 22 года я верой и правдой работаю на Малый театр, который дал мне все.

– Классический театр будет жить всегда?

– Должен. Потому что такой театр воспитывает человека. Вот я прекрасно помню войну, знаю, как необыкновенно вкусен черный хлеб с солью, когда ты все время хочешь есть. Я всю жизнь ем часто и очень много – наверно, что-то недоел в детстве. Я вырос с тем поколением, которое закрывало амбразуры грудью, с лопатами шли на врага и кричали «за Родину, за мать, за детей». И победили. Извините меня – случится ли подобное сегодня? Вопрос…

СПРАВКА ВРЕМЕНА.РУ

Юрий Мефодьевич СОЛОМИН. Родился 18 июня 1935 г. в Чите. Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра. С 1957 г. в труппе Малого театра, с 1961-го преподает в родном театральном училище им. Щепкина. Профессор, член Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров, президент Фонда «Покровский собор на Красной площади», член-корреспондент Российской академии образования. Награды: премия КГБ СССР (1984, за роль в фильме «ТАСС уполномочен заявить…», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, премия «Человек года-2008» Русского биографического института.

Роли в театре: «Ревизор» – Хлестаков, «Сирано де Бержерак» – Сирано, «Царь Фёдор Иоаннович» – царь, «Дядя Ваня» – Войницкий, «Чайка» – Тригорин. Снимался в фильмах: «Красная палатка», «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Даурия», «Блокада», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Хождение по мукам», «Обыкновенное чудо», «Школьный вальс», «Летучая мышь», «ТАСС уполномочен заявить…» и др., сериалах «Московская сага», «Исаев».

Алексей ХРАБСКОВ, старший преподаватель кафедры актерского искусства УлГУ, актер:

– Впечатления от спектаклей Государственного академического Малого театра очень приятные. Особенно потрясла игра актеров – она была на высочайшем профессиональном уровне. Артистов публика принимала крайне тепло, с любовью, чего давно, если честно, не наблюдалось в Ульяновске. Зрители встречали любимых актеров бурными овациями… Видно, что главным для артистов Малого театра является соблюдение богатейших театральных традиций. Думаю, к этому и нам следует приглядеться.

Татьяна НИКИТИНА, декан факультета культуры и искусства УлГУ:

– Понимаете, надо сохранять классическое искусство, так же как хороший русский язык, русскую литературу. Малый театр остается тем небольшим островком на территории нашей необъятной Родины, который сохраняет истинную русскую культуру. Артисты играли бесподобно, несмотря на немолодой возраст Быстрицкой, например… Муравьева буквально фонтанировала в своем особом ключе. Она необыкновенная, яркая актриса – я видела, как она играла еще в театре Моссовета с Раневской, совсем молодой девочкой, – и все это мастерство сохранилось! Впечатление очень хорошее. Наши студенты, кстати, в свое время тоже Островского ставили, но это было совершенно другое прочтение, рассчитанное именно на молодежь. А здесь классический вариант, который безусловно должен оставаться в рамках великой традиции. Конечно, современные нововведения, эксперименты имеют право на жизнь, но мы не должны забывать и традицию.