Никогда не боялась цыган. Любой представитель этой национальности у меня с детства вызывал жуткое любопытство: как они живут, почему цыгане так легки в общении, так коммуникабельны, в отличие от многих из нас. Моя подруга когда-то дружила с цыганом Сашей. Сейчас Саше уже за пятьдесят, он седовлас, эрудирован, носит красивые «интеллигентные» очки, женат на русской женщине, психологе по образованию.
Саша очень хорошо играет на гитаре и замечательно поет русские романсы и народные цыганские песни. Кроме Саши до недавнего времени я была «лично знакома» только с двумя цыганами: Будулаем и Яшкой-цыганом из «Неуловимых мстителей». Всегда думала: ну почему у нас принято так предвзято относится к образу жизни этих людей? Зачем мы пытаемся диктовать им какие-то свои правила жизни? Меня ни один цыган в жизни не обидел.
Несколько дней назад, случайно, я познакомилась с целым цыганским табором.
Уже 23 года на Верхней Террасе в городе Ульяновске на улице Песчаной, дом № 1 проживает целый табор цыган. Это сто постоянно проживающих оседлых семей. Зарегистрированы почти все проживающие здесь цыгане в одной домовой книге, по этому единственному адресу, ул. Песчаная, дом №1. В реальности же здесь давно выстроен десяток довольно крепких домов, в каждом из которых проживает несколько семей. Соседи цыган по месту проживания характеризуют этот табор, говоря языком официальных характеристик, положительно. В отличие от другого табора, который проживает ближе к воинской части в этом же микрорайоне, эти семьи, как умеют, благоустраивают свой быт, отправляют своих детишек в школу, как только им исполнится семь лет, вызывают к заболевшему ребенку участкового врача. Семьи строят для себя дома, зарабатывают сбором металлолома и другими подвернувшимися работами, как умеют, воспитывают своих детей.
Старшее поколение этого табора в основном официально зарегистрировано по месту проживания. Поэтому, как только приближаются очередные выборы, в табор обязательно заезжает какой-нибудь кандидат в мэры или в депутаты законодательных органов разного уровня. Цыгане обязательно зовут барона, он решает: говорить с человеком или отправить его подальше от табора. Барон понимает, что их табор, устроившись на постоянное место проживания на этом участке городской земли, нарушает законодательство о порядке выделения земельных участков, об обязательном согласовании проектов строящихся домов в городском управлении архитектуры и ещё много чего.
По всем перечисленным причинам, сам барон и проживающие вместе с ним семьи, проявляют к представителям власти, в том числе и к кандидатам в выборные органы, всяческую лояльность. Выходят на встречи, слушают выступления кандидатов, охотно верят их обещаниям обязательно помочь с решением проблем… если цыгане «дружною толпою» сходят на избирательный участок и проголосуют за нужного кандидата. А вот после выборов, вещает кандидат, он все их проблемы обязательно поможет решить.
И так, уже 23 года. Цыгане перечисляют фамилии тех, кто обещал: Ермаков, Морозов, Пинков и ещё нескольких бывших кандидатов, ныне уже депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области и Городской Думы.
Но выборы проходят, и все, кто обещал цыганам помочь, исчезают бесследно в коридорах власти.
Среди цыган нет своих юристов, люди здесь живут небогатые, поэтому им трудно разобраться в вопросах оформления земельных участков, согласования проектов самовольно построенных ими в этом месте домов. Власть обвиняет цыган в том, что они незаконно строят здесь новые дома. Цыгане недоумевают: а что в этом плохого, если цыганские семьи, сами, на свои средства выстроят здесь для себя дома и будут жить. Все равно уже так сложилось, что в этом микрорайоне на улице Песчаной кроме цыган никто не селится.
Взаимное непонимание привело к тому, что на сегодняшний день в цыганском таборе проживает 250 нигде не зарегистрированных цыганят. Цыганские семьи многодетны, в каждой семье от 7 до 10 детей. Цыгане, которые первыми поселились здесь 23 года назад, давно стали дедушками и бабушками. Только в семье нынешнего барона табора Олега, как он представляется, подрастает 18 внуков!
Ситуация на сегодняшний день такова: взрослые цыгане зарегистрированы на улице Песчаная дом №1 официально, а вот родившихся здесь цыганят в паспортном столе Заволжского района города Ульяновска, регистрировать по месту регистрации родителей категорически отказываются. Получается парадокс: при рождении цыганятам выдают полагающиеся справки о том, что они родились в городе Ульяновске, в ЗАГСе Заволжского района оформляют свидетельства о рождении, а регистрировать по месту регистрации родителей категорически отказываются.
Сами цыгане в этом таборе считают, что есть распоряжение «сверху», не знают от кого именно, о том, чтобы не регистрировать слишком много цыган. Говорят, хватит здесь и тех, что уже зарегистрированы, регистрируйте своих детей, где хотите. Ещё говорят, что они съезжаются со всего света, чтобы тут зарегистрироваться. Цыгане пытаются объяснить, что никто не съезжается, все они живут здесь давно и постоянно, а детей много, так как для цыганской семьи иметь 7-10 детей – это вполне нормальное явление. Поэтому и подрастает в таборе, по словам самих цыган, 250 нигде не зарегистрированных цыганят. Половину из них цыганятами уже не назовешь, это подростки и вполне взрослые люди от 14 до 23 лет. Есть среди них уже и многодетные мамы и папы, которые не имеют паспортов. Нет официальной регистрации, нельзя оформить паспорт. Не имея паспортов, подросшие цыганята женится по свидетельствам о рождении, рожают и регистрируют своих детей.
Наивные цыганки пытаются доказать мне, что здесь, в Заволжском районе города Ульяновска цыганят не регистрируют, потому что начальник паспортного стола Голодок Татьяна Егоровна, цыган на дух не переносит. Говорит им это прямо в лицо, выгоняя их из своего кабинета, когда они в очередной раз приходят к ней с просьбой разрешить зарегистрировать по месту регистрации родителей новорожденного цыганенка. К кому уж только не обращались цыгане, кого только не просили разрешить им «прописать», как они говорят по старинке, своих цыганят по тому же адресу: улица Песчаная дом №1.
Но проблема не решается годами.
Я вот думаю, неужели это такая неразрешимая проблема? Надо просто официально зарегистрировать и признать давно сложившуюся ситуацию: на улице Песчаной вот уже как 23 года живет один цыганский табор. Цыгане самовольно заняли земельные участки и построили дома для своих семей. Они официально зарегистрированы в Ульяновске. Их дети учатся в школе. К ним приходит участковый педиатр.
Что изменится в Ульяновске, если кто-то проявит благоразумие, и разрешит, наконец, этих цыганят зарегистрировать? То есть просто разрешит документально удостоверить сложившиеся факты: в Заволжском районе города Ульяновска только на улице Песчаной за последние 23 года родилось и проживает 250 цыганят. Кому это может помешать? Кто от этого пострадает?
Кому будет в Ульяновске плохо, если цыганята получат прописку, смогут получать, как и полагается им по закону детские пособия, дети из небогатых семей будут бесплатно питаться в школе. Им можно будет, наконец, оформить медицинские полисы и пользоваться медицинской помощью официально, а не как сейчас, все подпольно и обязательно за деньги.
Я заранее предвижу все возможные возражения на этот счет, но считаю их неуместными в этой ситуации. Могу сама перечислить и стандартные обвинения в адрес цыган, но повторять их здесь не хочу и не буду. Потому что никому из нас не станет хуже, если 250 цыганят будут официально зарегистрированы по месту регистрации их родителей.
Но годы идут, среди цыган приняты ранние браки. Скоро на улице Песчаной дом №1 появятся бабушки и дедушки, не имеющие паспортов.
Кому из нас, проживающих здесь, станет хуже, если им, наконец, разрешат регистрировать по месте регистрации их дедушек, бабушек, мам и пап рождающихся младенцев? Пока решала просто разместить в блоге Президента РФ Д.А. Медведева вот это небольшое обращение дочери барона Оксаны. Может быть, Президент поможет нашим, ульяновским цыганятам. На местную власть в таборе не осталось никакой надежды, ко всем, к кому можно было обратиться, они уже обращались.
Совсем скоро город Ульяновск будет «отмечать» годовщину печальных событий, связанных со взрывами боеприпасов на «Арсенале». Сразу после трагедии губернатор С.И.Морозов вместе с мэром С.Н. Ермаковым несколько раз объезжали район, пострадавший более других от взрывов – район, расположенный в непосредственной близости от «Арсенала». Заезжали и в цыганский табор на улицу Песчаную, дома в котором пострадали гораздо больше других. Обещали помочь, отремонтировать сорванные крыши и покосившиеся от взрывов дома. Обещали, но забыли. Барон Олег несколько раз встречался по этим вопросам с бывшим главой Заволжского района О.Шептиенко, тот снова многократно обещал цыганам помочь. Но не помог. Единственное, что сделали в те дни для цыган, это нарезали и выдали стекло. Потом вдруг появились мастера по ремонту крыш и даже начали работу. Покрыли половину крыши одного дома и …. пропали.
Больше их в таборе не видели. Пришлось цыганам самим чинить свои крыши, дома, латать треснувшие стены.
Один из домов на Песчаной развалился от взрывов полностью.
До взрывов в этом доме жила семья сына барона Олега, в которой растут трое детишек. Сейчас семье пришлось временно вселиться в дом дедушки и бабушки.
Мне могут сказать, что этот цыганский дом был не самой капитальной постройки, но он был жилым, теплым домом для троих цыганят. Эта семья лишилась своего дома по вине министерства обороны, которое нарушая технику безопасности в процессе утилизации снарядов, чуть было не лишило город Ульяновск Заволжского района. Почему никто не восстановил этот дом?
Да, дом не был зарегистрирован официально. Да он был построен по проекту, который не согласовывался с управлением архитектуры. Но дом был и в нем жила семья. Сейчас этого дома нет! Верните дом цыганской семье. Они не требуют для себя хором, они просят помочь восстановить то, что было разрушено взрывами. В Ульяновской области цыгане, как и в вопросе с пропиской цыганят, обращались уже ко всем. Все обещали. Никто не помог. Барон Олег решил обратиться напрямую к Президенту РФ Д.А.Медведеву.
В Заволжском районе города Ульяновска за последние 23 года только на улице Песчаной родилось 250 цыганят. Эти цыганята наши ульяновские дети или нет?
Лилиана Шахова