Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список погибших солдат ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память, неповторимые и важные подробности истории.
Павел Михайлович Солтанов родился 26 ноября 1926 года в селе Старый Пичеур Павловского района Ульяновской области. В армию он был призван в 1943 году и отправлен в 98-й стрелковый запасной полк, который был расквартирован в селе Селикс Пензенской области. Уже там из призывников набирали 104-й погранотряд. В мае 1944 года добровольцев отправили на границу с Украиной.
– Нас переодели в американские шинели и переобули в ботинки из искусственной кожи. Дали сухпаек и эшелоном отправили через Балаково на Харьков, – вспоминает ветеран. – Приехали в Харьков, ночевали на какой-то конюшне, а утром ушли за город.
Недалеко от Харькова погранотряд прошел недолгую учебу и через некоторое время был отправлен эшелоном в направлении Киева.
– Вообще «путевка» была до Львова, но мы не доехали. Между Киевом и Львовом есть небольшой полустанок Красное. Там мы попали под бомбежку.
В этом населенном пункте было скопление наших войск. Они держали направление на Львов. С рассветом тронулся и погранотряд.
Части ушли вперед, мы за ними. В сутки пешком по 50 километров проходили, до назначенного пункта. Там нас покормят, и мы идем дальше.
Войска прошли Львов. Остановились в 12 километрах, в каком-то селе.
– Нам дали трое суток отдыха. Молодые мы были, с непривычки все ноги в кровь истерли. Там церковь стояла, большая, изгородью со всех сторон окружена. Мы там обосновались. Закутались в плащпалатки по двое. Шинели-то мы оставили, жарко уже было. А плащ и от дождя спасает, и палатка на двоих.
После отдыха отряд построили. – Забудьте про 104-й отряд. Теперь вы – отряд особого назначения. Завтра выступаем.
И пошло-поехало. Через многие населенные пункты прошагал отряд.
– Был получен приказ – перейти границу с Польшей. Нас перебросили в Жешув. Разместили в пятиэтажном доме. На крышах пулеметы. Нам дали задание охранять польский полк, который располагался рядом.
Затем отряд получил очередное задание – обеспечить охрану самолета с летчиками из полка Нормандия-Неман.
– Приказ был дан – не стрелять. Самолет очень низко над городом летел.
Сразу же после выполнения задания отряд был перекинут в город Ченстохова, который уже был освобожден от немецких войск. Солдаты охраняли комендатуру, поддерживали порядок в городе.
– Там мы поступили в распоряжение особого отдела фронта. Генералов и офицеров охраняли, вылавливали дезертиров, остатки немецких войск и предателей.
Недолго были. Оттуда нас перебросили на польско-чехословацкую границу. Разбросали по польским заставам. Контрольно-паханой полосы нет. Только столбики стоят.
Я попал в местечко Переничная, недалеко горная речка протекает. На этой заставе нас было 50 человек. Мы перекрывали границу. Вылавливали остатки окружных группировок, которые стремились попасть домой.
Там же, в Переничной и Победу встретил. У нас маленькая радиостанция была. Известие о Победе услышали, радости было столько – словами не передать! Через неделю нас заменили польские солдаты. Мы отправились пешком через Карпаты в Львовскую область, в село Волчье. Шли через Турков. Там когда-то был наш погранпункт. Картина страшная открылась: все вокруг разбомблено, железную дорогу как будто на части порвали, мосты и туннели взорваны.
После победы меня направили учиться на телеграфиста во Львов, в 111-й батальон связи погранвойск Западно-Украинского округа. Но учебу закончить нам не дали. Выбрали 5-6 человек и отправили проводить подземку в направлении Перемышль. Закончили, приехали во Львов, продолжили учебу. Потом всех разогнали по отрядам, а я так и остался в 111-м батальоне связи. Там было 2 роты – эксплуатационная и линейная. Нас посылали по линейным делам. Я был на контрольной в городе Яворов Львовской области. Оттуда комиссовали.
Павел Михайлович вернулся на родину, в Старый Пичеур.
– Женился поздно. Не до женитьбы было. Надо же было одеться, обуться. Я приехал в одной шинели и гимнастерке. Дома тоже ничего не было. Отец погиб, а нас у матери шестеро было.
Павел Михайлович поступил в Славкинский леспромхоз, лес рубил. Потом уехал в Крым.
– Там у нас в Бахчисарайском районе в Симферопольской области дядя жил. Проработал полтора года, не понравилось. Вернулся в Пичеур, покрутился немного и уехал в Ашхабад работать по договору плотником. После землетрясения вернулся домой и уже никуда не выезжал. Устроился работать в местный колхоз плотником. Строили свинарники, коровники. Вон, до сих пор стоят.
Потом меня завскладом поставили. Был объединенный колхоз – на три села.
Так я и доработал до пенсии.
За боевые подвиги у Петра Михайловича есть ордена и медали. Но самая ценная его награда – единственный сын, который и заботится о своем героическом отце.
Ксения Гордеева