Свежа память ульяновцев о дебатах, развернувшихся вокруг возможного переименования Ульяновска в Симбирск. Тогда спорили, какое имя лучше поможет развить город, привлечь туристов. Сегодня ситуация повторяется, хотя масштаб модернизации сузился до Ленинского Мемориала. Уже каждый ульяновец слышал, что приезжий галерист Гельман предлагает отказаться от «устаревшего» Ленинского мемориального комплекса и создать в здании музей кино. Почему кино? Почему в Мемориале? И зачем нам это нужно?

Мемориал – «лицо» Ульяновска, именно его изображением обычно иллюстрируют наш город. Поэтому каждый ульяновец имеет непосредственное отношение к тому, каким будет это лицо. И тем сильнее было негодование ульяновцев и вспыхнувшие в городе дискуссии, когда летом в прессе стала активно продвигаться идея, что Ленинский мемориал свое отжил и что в его помещениях будет организован Музей кино.

Что же предлагает модернизировать Гельман? «Ленин тянет Ульяновск назад, в прошлое, старый музей Ленина никому не нужен, у Ленинского мемориала нет будущего. Поэтому на его месте нужно создать то, что будет, безусловно, востребовано – музей кино. Здесь начнётся активная культурная жизнь: фестивали, премьерные показы, творческие встречи. Ульяновск станет площадкой для съёмок».

Что ж, может быть, и правда Мемориал застоялся и ему нужны идеи? Однако настораживает пример похожей “модернизации”, проведенной Маратом Гельманом в Перми: там Речной вокзал реконструировали под Музей современного искусства. Причем хотя идея предлагалась как коммерческая и инвесторская, в какой-то неуловимый момент она легла на бюджет края: 165 миллионов уже выделено, и по 90 миллионов в год уйдет на содержание. А интеллигенция Перми, как говорилось выше, выступает с митингами протеста и публикует статьи в газетах – привезенную Гельманом собственную галерею и прочую деятельность они не готовы называть искусством.

А в Ульяновске нацелился Гельман без лишней скромности: сразу на Ленинский мемориал. Объекта большего масштаба в Ульяновске просто не нашлось. Полезная площадь Мемориала составляет почти 20 тысяч кв. метров, а объем – 133 тысячи куб.метров. 40 лет назад комплекс возводился усилиями всего Советского Союза. Напрашивается логичное предположение, что товарища Гельмана интересует не культурный объект и благое дело его модернизации, а, собственно, здание Мемориала. И, возможно, деньги, которые на это “благое дело” выделит область.

Да настораживает и личность. Марат Гельман — известный деятель. Правда, назвать его деятелем культуры или искусства не поворачивается язык, слишком не вписываются в русское традиционное понимание культуры его действия. То он устраивал скандальную фотосессию с обезьянами, на которых были надеты медали, возмутительно похожие на российские и советские. То гордо позировал с плакатами с нецензурными высказываниями – см. фото. Делал и более вызывающие вещи.

Возможно ли такому “деятелю” доверять культурное развитие города?! Пусть зарабатывает деньги своими выходками, но подальше от нашего города! Ругаться матом ульяновцы, к несчастью, умеют и без него больше, чем стоило бы – только пока они не считают, что это можно называть “позицией” и даже современным искусством. Допустимо ли для губернатора было высказывать одобрение идеям Гельмана, нацеленным на наши культурные объекты, не посоветовавшись предварительно десять раз с собственными уважаемыми деятелями культуры?..

К счастью, 28 сентября, на круглом столе «Сохранение культурно-исторического наследия региона» в Общественной палате Ульяновской области, выяснилось, что пока волнения горожан безосновательны. Никто не советовался не только с деятелями культуры, но и с руководством Мемориала. А Мемориал является памятником культуры федерального значения, поэтому даже если губернатор Сергей Морозов лично поддерживает идею Гельмана, то без согласия директора ОГУК «Ленинский мемориал», Эдуарда Шабалина, перепрофилировать объект не удастся. И хотя Гельман неоднократно заявлял о «Музее кино» в прессе, ссылаясь на договоренности с региональным правительством, чем вызвал бурную, в основном – негативную, реакцию ульяновской общественности, которая не желает видеть в Мемцентре никакого «Музея кино», факт остается фактом: таких прав ему пока никто не дал. Значит, бурные дискуссии в прессе по поводу «Музея кино» были начаты кем-то, как минимум – недостаточно компетентным? Или ульяновцы настолько привыкли к сложившемуся в России, и в нашем городе, в частности, произволу власти, что любую идею, высказанную руководством, принимают как уже наполовину осуществившуюся, даже если она незаконна?..

Представители «Движения за достойную жизнь» направили губернатору просьбу высказать официальную точку зрения по проблеме. Пока ульяновцы могут только гадать, что тот ответит. Как полагают многие, Гельман в своих заявлениях врал относительно договоренностей с губернатором и исключительно создавал себе рекламу, губернатор же только выслушал идею. Ведь еще совсем недавно Сергей Морозов озвучивал предложение создать в Ульяновске, по аналогии с Карнеги-холлом и Кеннеди-центром, “огромный музей Ленина под открытым небом”, расставить в Ульяновске все памятники вождю пролетариата, демонтированные в других городах. В свете такого развития бренда Ленина было бы странно отдать действительно значимый и уникальный ленинский центр, как Мемориал, “на откуп” совершенно несоответствующему ленинскому профилю “Музею кино”. С другой стороны, всего годом ранее губернатор активно проталкивал идею переименования города из Ульяновска в Симбирск, тем самым разъединяя Ульяновск и Ленина для туристов. Что он скажет на этот раз?

Так или иначе, пока Мемориал остается Ленинским мемориалом. Хорошо это для нас или плохо? С одной стороны, Мемориал – уникальный центр по изучению жизни и деятельности Ленина, это самое значительное в России место концентрации материалов о Ленине. Но насколько это актуально сейчас? Имеет ли Мемориал какое-либо практическое значение в жизни большинства ульяновцев? Как давно вы сами, уважаемый читатель, были в Мемориале – не на концерте, а в самом музейном комплексе? Мемориал явно нуждается в модернизации, чтобы действительно стать культурным центром для горожан. Экспозиция в современном ее состоянии уважаема, но ожидать всплеска интереса к ней горожан – наивно.

Может быть, и правда нужно было бы использовать по-новому его огромные площади: создать музей кино, проводить съемки, выставки и фестивали, как обещает Гельман? Вывести из обломовской спячки культуру города? Но какое кино заслуживает того, чтобы его продвигали на правительственном уровне в Ульяновске и будет ли «кино Гельмана» таким? Рассуждая логически, развивать через фестивали “Музея кино” нужно кино авторское, молодых талантливых режиссеров, поднимающее социальные проблемы. Такое кино в России сейчас, к сожалению, в меньшинстве – в этом можно убедиться, просто посмотрев репертуар кинотеатров – западные коммерческие боевики, ужасы, комедии с юмором ниже пояса. Хорошего кино немного, но оно, конечно, есть всегда – однако базируется не в Ульяновске, а вокруг крупных столичных вузов. Какое кино займет Мемориал в Ульяновске в случае успеха этой идеи? К сожалению, есть и более прозаический вариант: громкий проект повторит судьбу “Ледового дворца”, вытянет из бюджета Ульяновска огромную сумму денег и тихо затухнет. Складывающаяся вокруг Мемориала ситуация подтверждает это опасение.

В статье использованы фотоматериалы сайта ulpressa.ru