Карамзин, на протяжении последнего года активно позиционируемый как новый бренд Ульяновска, принесет городу денег — целых 4 миллиарда. Это известие воспринимается многими ульяновцами как безусловно приятное, однако в развернувшихся обсуждениях все сильнее голос критики: на что город потратит эти огромные деньги? Несмотря на заявленную смету, построят ли действительно что-либо стоящее?

По инициативе губернатора, Ульяновск станет центром всероссийского празднования 250летия со дня рождения Карамзина в 2016 году. Указ о масштабном праздновании юбилея по всей стране подписан Д. Медведевым. По этому поводу город запланировал ремонт, реставрацию и пополнение музейных фондов на федеральные деньги общей суммой 4 миллиарда рублей. Каких именно преобразований ждать горожанам на эти деньги?

Одна из самых заметных статей расходов — реставрация Ленинского Мемориала, более миллиарда рублей. Большинство ульяновцев, слыша об этой инициативе, удивляются: какое отношение Карамзин имеет к Мемориалу? Но не возражают: по мнению многих, грех не содрать с Москвы денег, вдруг и правда дадут. Деньги и правда дают, но об этом ниже. Вызывает сомнения то, что ради выделения финансирования Мемориал предлагают перепрофилировать в Музей истории Государства Российского. Напомним, совсем недавно губернатор поддерживал другую идею превращения Мемориала — в Музей кино. Но, очевидно, сомневаясь в том проекте, решил пока выбить деньги по карамзинскому «каналу». А уж как «корабль» назвать — дело десятое.

Другое громкое дело, приуроченное к юбилею Карамзина, – восстановление пресловутого Свято-Троицкого собора. Здесь тоже связь с Карамзиным видна смутно, но власти объясняют, что давно разрушенный собор был построен как мемориальный храм-памятник, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года. Несмотря на протесты общественности и явный абсурд соседства с памятником Ленину, несколько лет назад попытка втиснуть собор в исторический центр города уже проводилась – и чуть не провалилась в физическом смысле. По стенам старинных зданий по соседству со стройкой пошли трещины. В феврале, в приезд председателя Госдумы Бориса Грызлова в наш город, губернатор снова заговорил о соборе — и теперь, видимо, очень хочет сдержать слово. Где планируется делать собор на этот раз — пока не афишируется. Самое любопытное то, что, хотя собор заявлен как один из объектов, которые планируется возвести к юбилею Карамзина, в предъявленной федералам смете он не значится. Значит — астрономическая сумма, которой пахнет возведение собора, ляжет на бюджет города.

Чем на самом деле грозит возведение собора ульяновцам? Даже не только огромным расходом общих бюджетных денег. Долгостроем. Даже удивительно, что власти берутся соорудить собор в четкие сроки — до 2016 года, когда в городе будут проводиться празднования и оставить собор недоделанным будет принципиально невозможно. Ведь в Ульяновске уже строится один собор — Спасо-Вознесенский, на ул. 12 Сентября. За его возведение губернатор в свое время рьяно взялся, но, как сетуют представители церкви, похоже, уже год как благополучно забыл. Зачем небольшому Ульяновску еще один собор при недостроенном первом — сам по себе удивительный вопрос. Откуда губернатор планирует взять на него деньги — тоже странно, разве что будет пугать федералов недостроем в разгар праздников. Но недострой будет наш, а значит и разбираться с ним нам, тем более нам и так выделили несколько миллиардов.

Причем Спасо-Вознесенский собор строится уже несколько лет в спокойное время, когда ничто не отвлекает внимания, так сказать. А Свято-Троицкий собор — далеко не единственный проект, который планируется к юбилею Карамзина. Всего таких проектов 60. В списке есть даже еще одно миллиардное строительство – Театрально-исторический центр для детей и молодежи имени Н.М. Карамзина. Впрочем, этот пункт, судя по тому, что он не афишируется особенно громко, а стоит 1, 4 миллиарда, и будет служить источником денег для всех 60 «мелких» проектов, к примеру, ремонта в психиатрической больнице Н.М.Карамзина. А потом тихо и незаметно реализуется в виде скромного домика за пару миллионов. Если и это будет. Ведь из заявленных 4 миллиардов федеральный бюджет дает нам только 1 769 823,1 рубля. Остальные 2,5 миллиарда – «из бюджета субъекта». Так что даст ли ульяновцам что-то реальное юбилей Карамзина — при ближайшем рассмотрении, большой вопрос. Скорее возьмет, судя по сумме расходов, ложащихся на местный бюджет.

Впрочем, под марку юбилея, вероятно, будут реализованы многие небольшие, но нужные культурные проекты, финансирования которых в другом случае ждали бы еще десятилетиями. Так, это ремонт здания филармонии, на который в смете закладывается 60 млн рублей, реставрация книжных памятников «Карамзинской общественной библиотеки» и оборудование ее стеллажами (5,4 и 6 млн рублей) и мн. др. Но, учитывая сумму сметы, сколько денег при этом «утечет» налево — неприятная тема для размышления.

Представители общественности, зная тенденцию расходования больших сумм в Ульяновске, заявляют, что лучше бы к юбилею Карамзина мы запланировали всего один проект — но действительно большой и нужный. Например, построили наконец здание архива, который сегодня вынужден ютиться в совершенно неподходящих помещениях: то в тесной комнатке в Мемцентре, то в бывшем детском саду. Хорошее, специальное здание, с хранилищами, современной противопожарной системой и т.д. Тем более что это было бы логично: наш земляк Карамзин написал «Историю государства Российского», а мы бы построили здание архива для достойного сохранения исторических документов. Сейчас строительство архива тоже значится в «списке желаний» города на день рождения Карамзина, но — всего лишь одним из 63 пунктов. Кстати, для оправдания занесения архива в этот список ему даже присвоили имя Карамзина. Но недаром говорится: много хочешь — мало получишь. Поэтому как бы за дорогими мероприятиями, которые власти — несомненно! – проведут в честь карамзинского юбилея, город опять не остался без здания архива.

Чего на самом деле ожидать от юбилея? Празднование крупных культурных событий, подобных юбилею Карамзина, обычно растягивается на несколько дней. В результате большая часть мероприятий приходится на рабочие дни и возможность прийти на них остается только у школьников и чиновников. Недавний пример тому — недельное празднование Дней Германии в Ульяновске, когда основные события и кинопоказы располагалась в середине рабочего дня, обойдя стороной большинство ульяновцев. Работающие земляки великого Карамзина, скорее всего, воспользуются только практическими результатами юбилея — библиотечными фондами, отреставрированными музейными зданиями.

А в плане культуры? В частности, на целевые деньги планируется благоустроить Карамзинский сквер. Но при ульяновском менталитете вполне может получиться так, что на свежеблагоустроенных лавочках горожане все так же будут пить пиво и грызть семечки, как это принято делать в парках. Или, может быть, взволнованные всероссийской шумихой и мероприятиями, гопники на заплеванных лавочках спальных районов будут обсуждать, кто такой Карамзин, и вспоминать содержание «Бедной Лизы»? «Истории государства Российского»-то — вряд ли. С истинной культурой в Ульяновске дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы, что регулярно подтверждается криминальной сводкой, в том числе разборками с участием молодежи. И разовые праздники исправить ситуацию не помогут. Нужно системно и кардинально развивать культурную сферу города, возможности доступного культурного досуга для всех категорий ульяновцев, чтобы в 2016 году громкие слова о Карамзине не смотрелись чужеродно на фоне бедного города и горожан, думающих только о том, как они поедут домой через пробки на дорогах. А пока есть насущные проблемы – какое значение имеют для рядового ульяновца исторические и туристические бренды!

В существующих условиях все чаще среди ульяновцев можно услышать скептическое мнение, что невероятно дорогая смета и само празднование юбилея Карамзина запланированы только для привлечения внимания федеральных властей. И, может быть, немногих туристов — в России немного людей, у которых есть возможность за свой счет ездить в другие города, даже на очень интересные мероприятия. И это предсказуемо в городе, где на фейерверки и зарплату чиновникам власти денег не жалеют – а вот ремонта или закупки стеллажей учреждениям культуры приходится ждать от одного юбилея особо знаменитого земляка до другого. Этак раз в 50, 100 и 250 лет.