Авиакомпания бизнесмена Александра Лебедева поддержит программу Ту-204СМ крупным заказом

ТЕКСТ: Андрей Ковалевский

Крупный заказ по закупке отечественной авиатехники готовит авиакомпания бизнесмена Александра Лебедева Red Wings. Перевозчик намерен приобрести 44 самолета Ту-204СМ. Стоимость сделки оценивается в $1,5—2 млрд. Контракт может спасти программу Ту-204СМ от закрытия и поможет продержаться авиапрому до появления нового среднемагистрального МС-21.

Лизинговая компания «Ильюшин-Финанс» (ИФК) ведет переговоры с авиакомпанией Red Wings на поставку 44 Ту-204СМ. По информации отраслевого портала «Авиапорт», инициатором масштабной сделки выступает известный бизнесмен — председатель совета директоров НРК и совладелец Red Wings Александр Лебедев. В самой авиакомпании рассчитывают получить самолеты в течение пяти-семи лет. По словам ее гендиректора Константина Тетерина, авиакомпания уже выставила свои условия по гарантиям сроков поставок, технических характеристик воздушного судна и надежности.

Ту-204

Лайнер Ту-204 из постсоветских самолетов наиболее популярная машина – построено около 50 Ту-204 и порядка 15 Ту-214. Программа Ту-204СМ стартовала в 2006 году по инициативе ИФК. На тот момент перед…

Лебедев, столкнувшийся как акционер с серьезными разногласиями в «Аэрофлоте», готов в очередной раз поставить на российский авиапром. «Проект с российскими самолетами выглядит вполне бизнесовым, — говорит глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Red Wings разработал жизнеспособную программу развития. А самолеты Ту-204СМ по своей экономике отлично подходят для чартерных перевозок».

Программа Ту-204СМ попала в замкнутый круг: заказов на в целом удачный самолет, но не серийный и дорогой, набрать было довольно сложно, а снизить цену на комплектующие поставщики готовы только при наличии крупного заказа,

говорят эксперты. Если заводу удастся снизить стоимость производства, добиться скидок от поставщиков, а ИФК — создать лизинговый консорциум, стоимость самолетов может быть существенно снижена. Если сейчас стоимость 44 самолетов составляет около $2,2 млрд, то при столь крупном заказе и переходе на серийное производство стоимость контракта реально снизить до $1,2—1,5 млрд, говорит Пантелеев. Если Лебедев действительно готов взять на себя риски, программа имеет реальный шанс.

Сейчас в Ульяновске в производстве окончательной сборки стоят три Ту-204СМ и еще два находятся в высокой степени готовности. Предполагалось, что эти первые пять Ту-204СМ будут поставлены Ирану в 2011-2012…

От производства Ту-204СМ зависит судьба крупнейшего в России ульяновского авиазавода «Авиастар». Завод планирует выпускать Ил-476 и заняться капитальным ремонтов самых больших в мире самолетов «Руслан». Но продукции с серьезным потенциалом у «Авиастара» нет.

«Для спасения завода необходим крупный заказ на Ту-204СМ, — говорит представитель ИФК Андрей Липовецкий. — Да и для самого самолета, который получается интересным и перспективным, этот контракт очень важен. Иначе программа может быть закрыта».

Выпускавшему до этого обычный Ту-204 «Авиастару СП» вполне по силам организовать серийное производства Ту-204СМ и начиная с 2012 года выпускать по одному самолету в месяц.

Когда создавалась ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), все прекрасно понимали: пока в производстве не появились новые перспективные самолеты, надо выпускать промежуточные модели, которые позволят сохранить заводы, поставщиков, говорит Пантелеев. Ту-204СМ как раз такой самолет. «А уже в 2016 году можно будет выкатить главного конкурента самым популярным в мире Airbus A320 и Boeing 737 — среднемагистральный МС-21 (самолет, который собирается выпускать Объединенная авиастроительная корпорация, должен прийти на смену популярному отечественному Ту-154 — «Газета.Ru»)», — говорит Пантелеев.