Вадим Пономарев, специальный корреспондент «Эксперт Online»

В Ульяновске, на территории портовой особой экономической зоны, будет создано совместное российско-чешское предприятие (СП) по производству легких самолетов EV-55 Outbackю. Об этом журналистам сообщил мэр города Александр Пинков

По словам Александра Пинкова, руководство чешской компании-производителя этих самолетов Evektor и правительство Ульяновской области уже подписали соглашение о намерениях [1] по созданию в Ульяновске производства турбовинтового воздушного судна EV-55 для использования в региональных пассажирских авиаперевозках, чехи представили бизнес-план своих действий в России до 2020 года, сам Пинков провел переговоры с Чешским экспортным банком по вопросам его участия в финансировании проекта и вопрос о новом совместном авиастроительном предприятии будет обсужден на заседании межправительственной комиссии Чехии и России, которое состоится 18 октября в Москве.

Стоимость проекта оценивается в 107 млн евро. Доли сторон в нем распределяются таким образом: 51% — у чешской Evektor, 30% — у правительства Ульяновской области. «В том числе сюда входит земля, инженерная инфраструктура, здания, сооружения», — обозначил взнос ульяновской стороны Пинков. При этом он уточнил, что производством машин для Европы и США чехи будут заниматься у себя, а в Ульяновске предполагается развернуть производство самолетов для России и стран СНГ.

Идея, на первый взгляд, здравая, поскольку осуществлять региональные авиационные перевозки сейчас в России по сути не на чем. В 1990 году малая авиация России (525 пассажирских самолетов Ан-2 и 450 самолетов Л-410 и Ан-28) выполнила около 1 млн рейсов в год и перевезла 9,8 млн пассажиров. Сейчас от этого парка осталось 23 годных к эксплуатации Л-410 и Ан-28 и несколько единиц Ан-2, потому как для остальных нет ни авиационных бензинов, ни запасных частей. Государственную «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК), которая намерена превратить Ульяновск в свою опорную базу по строительству гражданских самолетов, разработка и производство воздушных судов менее чем на 80 пассажиров не интересует в принципе — ей дай Бог бы разобраться с «крупнотоннажными» проектами (об этом речь чуть дальше). А между тем, по прогнозам НИИ гражданской авиации, в классах воздушных судов 10–14 и 15–19 мест потребности российских компаний (как регулярных перевозчиков, так и корпораций) в ближайшие пять лет оцениваются от 165 до 245 машин. И чехи со своим ульяновским проектом вроде в эту нишу вписываются. Тем более что и место подходящее — рядом располагается один из крупнейших авиастроительных заводов страны «Авиастар-СП», а статус резидента ПОЭЗ позволит им получить все мыслимые льготы.

Однако смущают три обстоятельства. Во-первых, EV-55 Outback — это первый опыт производства пассажирских самолетов для Evektor, которая специализируется на производстве легких спортивных самолетов. Сама машина, конечно, в теории хороша. Она поднимает на борт от 9 до 14 пассажиров или 1,8 тонн груза и обладает возможностью укороченного взлета и посадки на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Скорость полета — до 400 км в час, дальность — до 2 тыс. км, базовая стоимость — 1,9 млн долларов. Но не ясно, как эта машина поведет себя в воздухе, поскольку изготовлен только опытный образец, который сейчас проходит сертификацию. Во-вторых, пока неизвестно, кто истинный стратегический инвестор этого проекта, — судя по тексту соглашения с областной администрацией, Evektor будет не сама вкладываться в новый российско-чешский авиастроительный проект, а, как там сказано, «намерена заняться поисками стратегического инвестора».

В третьих, о намерении разместить на территории ульяновской портовой особой экономической зоны производство легких самолетов уже объявила авиакорпорация «Витязь», созданная в прошлом году специально для продвижения на просторах России новой версии знаменитой канадской «шестерки» DHC-6 (24 апреля 2001 года на этом самолете был эвакуировал персонал станции Амундсена-Скотта при температуре -75 градусов по Цельсию). Конструкция этого самолета на 20 пассажирских мест была разработана компанией Bombardier в 60−е годы прошлого века для местных авиалиний. Затем Viking Air выкупила лицензию и провела реновацию самолета. Вот эту-то «обновленную» версию под названием DHC-6 Twin Otter Series 400 «Витязь» из канадских комплектующих и намерен собирать с начала 2012 года в Ульяновске. Общий объем инвестиций в этот проект с учетом создания центра летно-технической подготовки персонала должен составить около 17 млн долларов. В год предполагается выпускать по 24 машины.

Хотя, с другой стороны, вряд ли эти машины будут конкурировать друг с другом, хотя по пассажировместимости они находятся практически в одном классе. И дело даже не в том, что они в два раза отличаются по стоимости — «Витязь» собирается продавать Twin Otter в России по 4,6 млн долларов. Просто у этих самолетов разные ареалы полетов. «Канадец» предназначен, в первую очередь, для полетов в районах Сибири и Крайнего Севера, «чех» же изначально разрабатывался для работы в теплых регионах: Южной Америке, Африке и Азии. Поэтому оба этих самолета, собираемых в Ульяновске, очевидно, найдут своих покупателей.

И если процесс «посадки» в Ульяновске производств малой гражданской авиации пойдет таким чередом (там же, кстати, разместится и производство дирижаблей —«локомоскайнеров»), то скоро этот город превратится в российскую столицу малого самолетостроения. Потому как с «большим», которое ведет здесь ОАК, пока одни проблемы. Генеральный директор «Авиастара-СП» Сергей Дементьев вчера сообщил журналистам, что его предприятие ведет переговоры с поставщиками комплектующих об «оптимизации цен» на новый модифицированный самолет Ту-204СМ, поскольку от этого зависит, будут ли его покупать авиакомпании Red Wings и «Атлант-Союз». «Завод заинтересован в производстве самолета Ту-204СМ и вообще всего семейства самолетов Ту-204. Сейчас он активно занимается процессом оптимизации цены. Мы надеемся, что нам удастся совместно с поставщиками комплектующих решить главную задачу — войти в ценовую рыночную нишу по продаже данного самолета. Если удастся решить, то, я думаю, контракт будет реализован», — сказал Дементьев.

Среднемагистральный самолет Ту-204СМ является новейшей модификацией серийно производимого на ульяновском авиазаводе сертифицированного самолета Ту-204, который был разработан в конце 80−х годов КБ Туполева для замены среднемагистральных лайнеров Ту-154. Согласно концепции долгосрочного экономического развития России до 2020 года, утвержденной федеральным правительство осенью прошлого года, Ту-204СМ наравне с региональным пассажирским самолетом SSJ-100 является приоритетным отечественным авиастроительным проектом.

Авторы проекта утверждали, что Ту-204СМ будет дешевле западных аналогов на 15–20%, не уступая им по эксплуатационным и потребительским характеристикам. Поэтому в прошлом году лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подписала контракт на изготовление 15 машин для авиакомпании «Атлант-Союз». Однако в конце сентября прошла информация, что «Атлант-Союз» не устраивает цена ульяновских лайнеров, что и подтвердил вчера г-н Дементьев. Тем не менее, по словам главы «Авиастара-СП», ИФК продолжает вести переговоры с авиакомпанией правительства Москвы о покупке 10 самолетов Ту-204СМ и опционе еще на пять лайнеров. «Если удастся войти в ценовые параметры, то не только «Атлант-Союз» и Red Wings захотят приобрести самолеты. Есть и другие авиакомпании. Допустим, «Кавминводы» или «Оренбургские авиалинии», — с надеждой заявил он.

На данный же момент в цехе окончательной сборки «Авиастар-СП» находятся три самолета Ту-204СМ, еще два — в высокой степени готовности. В начале ноября первый из них будет передан на сертификацию. Если контракты на Ту-204СМ осуществятся и продолжится программа по производству модернизированного Ил-476, то до 2016 года завод готов произвести до 58 самолетов Ту-204СМ и до 23 самолетов Ил-476, сообщил глава предприятия. Это обеспечит загрузку производственных мощностей ульяновского авиастроительного предприятия где-то на треть.