Летом 1918 года, в разгар гражданской войны, в Симбирске решалась судьба будущего губернии. Этим временем датируются первые документы о становлении народного образования, находящиеся на государственном хранении в ОГУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области».
Перед новой властью встали задачи формирования всеобщего школьного образования и ликвидации безграмотности, которая была широко распространена в Симбирской губернии. С безграмотностью стали бороться различными способами. В населенных пунктах с численностью неграмотных более 15 человек стали создаваться пункты ликвидации безграмотности. Второй ступенью борьбы стали школы малограмотных и неграмотных. Эти учебные заведения снабжались необходимыми учебными пособиями, канцелярскими товарами. Для обучавшихся в них взрослых сокращался рабочий день. Тех же, кто не желал обучаться грамоте, согласно постановлению Правительства, ждало уголовное преследование. В 1923-24 учебном году в Симбирской губернии насчитывалось 293 пункта ликвидации неграмотности, в 1924-25 году – 452 и 13 школ малограмотных соответственно. В 1924 году область занимала третье место по уровню неграмотных в СССР.
В 1918 году в губернии стала реализовываться школьная реформа. Дореволюционные классические и женские гимназии были заменены школами 1 и 2 ступеней со сроком обучения 5 и 4 года соответственно. Столь быстрое увеличение сети учебных заведений привело к дефициту педагогических кадров. Кроме того, оплата труда школьных учителей была на низком уровне. Нормой выплаты была не ставка, а договорная оплата. В начале 1920-х годов отмечались отдельные случаи крайне низкого уровня жизни учителей. Однако после выхода в свет в 1925 году постановления о введении всеобщего начального образования ситуация стала налаживаться. Беспризорных и безнадзорных детей школьного возраста, число которых после гражданской войны значительно возросло, определяли в детские дома, отправляли учиться в школы и учреждения начального и среднего профессионального образования. При этом их снабжали необходимыми вещами и продуктовым пайком, правда, в самом минимальном количестве.
Другой проблемой, возникшей перед молодой школой, стало некоторое несовершенство законов Советской России. Так, декрет о Всеобщей трудовой повинности, который вышел в свет 29 января 1920 года, предусматривал «мобилизацию на фронт труда» всех школьных работников, учащихся высших учебных заведений, курсов по подготовке работников просвещения и культуры и средних и высших специальных учебных учреждений. Губернский отдел народного образования направил ответ: «Если же теперь согласно декрету о трудовой мобилизации учащиеся этих школ будут брошены на трудовой фронт, где им придется выполнять элементарные трудовые функции, не требующие никакой другой подготовки, кроме мышечной силы и выносливости, то получатся, очевидно, такие результаты: не будет получено квалифицированной рабочей силы; в армии труда окажутся слабосильные и неподготовленные работники, продуктивность труда которых будет выражаться весьма малой величиной».
Тем не менее, за несколько лет школы Симбирской губернии удалось привести в порядок, наладить снабжение учебниками, топливом, установить единое финансирование ученика и учителя. Всего обучением к 1925 году охвачено 60% детей вообще по губернии, 58% в сельской местности и 81% в городах.
Весь бюджет учебных заведений делился следующим образом: 63% составляла зарплата, 6% – учебные расходы, 18% -хозяйственные расходы и ремонт. Остальные 13% направлялись на текущие нужды, которые возникали в процессе учебного года. Заработная плата учителей выросла до уровня довоенного 1913 года в 1926 году.
В общем образовании увеличился расход средств на учащихся. Для ученика школы 1 ступени из бюджета выдавалось 17 рублей 50 копеек, 2 ступени – 46 рублей 80 копеек, 23 рубля – на ученика 7-летней школы, 186 рублей – на детдомовца, 23 рубля – на ученика пункта ликвидации безграмотности. На студента профессионально-технических учебных заведений из бюджета выделялось 120 рублей. Доктор исторических наук Лев Николаевич Лютов приводит в своих трудах следующие цены 1920-х годов. Печеный хлеб стоил от 1,5 до 2 рублей, кожаные мужские сапоги – 75 рублей, лошадь – 1100-1200 рублей.
Одной из причин частых прогулов стала плохая материальная обеспеченность ученика. Проходящая сейчас на территории области акция «Помоги собраться в школу» имела свой аналог и в 20-х годах. Беднейшим детям стали помогать – собирали одежду и обувь, снабжали письменными принадлежностями. Активное участие в таких акциях принимали члены комсомольских и пионерских организаций, а также профсоюзы.
Привычной картиной класса школы 1 ступени начала 1920-х годов стали ученики разных возрастов. За одной партой мог сидеть и 8-летний ребенок, и 15-летний подросток. Естественно, такое положение дел не отвечало требованиям элементарной школьной психологии. Для ликвидации этого в школах губернии были созданы специальные группы для подростков с краткосрочным курсом обучения в 1-й год, и, по мере развития данных курсов, был установлен твердый прием в школы 1 ступени. В первые классы принимались дети только школьного возраста, а в пределах класса должны были быть ученики с разницей в возрасте не более трех лет.
Постановлением заседания Областного совета в 1926 году учебный год в сельских школах был продлен до 176 дней, а в городских школах 1 ступени – до 200 дней. Начинался он в каждом учебном заведении по-разному. Зависело это от комплектации классов, особенно в сельских школах, где учащиеся были задействованы в сельскохозяйственных работах. Начало учебного года с 1 сентября было введено только в 1935 году. К этому моменту школы 1 и 2 ступеней уже были заменены на привычные нам сейчас начальные и средние школы.
Идею о трудовой школе удалось провести в жизнь в 1924 году. На 8 и 9 году обучения, то есть в 3 и 4 классе школы 2 ступени, был введен предмет профессионального обучения. Теперь выпускник школы приобретал рабочую специальность без получения профессионального образования. Наконец, в 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное образование – знаменитые «4 класса», которые обеспечили население страны необходимыми знаниями. После того как с безграмотностью было покончено, школа вновь пережила несколько реформ. С 1937 года обучение в школе было ориентировано на получение дальнейшего образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях. В преддверии Великой Отечественной войны, в 1940 году, в школе ввели платное образование в старших классах и принудительные мобилизации в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эта крайняя мера сыграла важную роль в суровые военные годы, сумев в немалой степени подавить кадровый голод в промышленности.
Андрей Пашкин, специалист ОГУ «ГАНИ УО»